Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо
+7 (499) 390-04-01 +380 (66) 497-55-55 Обратный звонок
[X]

Заявка на обратный звонок

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Заказать тренинг

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Написать письмо

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

5 причин не опоздать в «цифровое будущее» (продолжение)


Человеческий фактор

Отдельно стоит задуматься о людях, которые должны внедрить выбранные вами цифровые технологии. Любые проекты можно начинать, если у вас есть сильный лидер или группа, способные эти проекты завершить.


При наличии свободных денег можно пригласить западных консультантов, однако сумма контракта в данном случае не является гарантией успеха, и дело не только в том, что консультанты чего-то не знают, а в том, что они ничего не смогут сделать без вовлеченности среднего менеджерского звена, который обладает как знаниями о фактическом положении с бизнес-процессами в компании, так и ресурсами для помощи консультантам, либо, напротив, торпедирования консалтингового проекта. 


Кто может саботировать проект внедрения таких перспективных цифровых технологий? Не стоит заблуждаться, фактически – любой сотрудник компании! В моей практике, ИТ директор крупной компании всячески обосновывал экономические потери от переезда ИТ-инфраструктуры компании в облако. После проведения независимых расчетов пришлось переезжать уже без него. Директор по маркетингу и e-commerce в другой компании всячески сопротивлялась проекту централизации управления цифровыми каналами. Даже Генеральный директор может выступать против стратегии диджитализации, если эта стратегия навязана ему «сверху» акционерами без объяснения ее важности для будущего компании. 


Также неплохо было бы подумать о вовлечении рядового персонала и объяснения смысла запланированных изменений. Сотрудники, которым не объяснили будущие изменения, обычно беспокоятся больше чем нужно о своем будущем трудоустройстве, некоторые начитают хуже работать, другие просто ищут новую работу. Изменения, привносимые цифровыми технологиями, действительно в большинстве случаев ведут к изменению существующих процессов, и освобождают «человеческие руки ради головы». При этом чем хуже были организованы процессы, чем больше сотрудников занималось низкопроизводительным трудом в ходе их выполнения, тем больше рабочих мест может быть освобождено. Намечая проекты внедрения цифровых технологий, связанных с повышением производительности, нужно заранее подумать о том, как провести соответствующие кадровые изменения.


В любом случае, в случае запуска проектов внедрения цифровых технологий, вы вскоре заметите, как начнет меняться ваш кадровый состав. Опытные сотрудники скорее всего уйдут, если вы не предложите им программы повышения квалификации для работы в новых условиях. Лучшие сотрудники покинут компанию, если вы заранее не объясните им смысл проводимых изменений и не гарантируете занятость на время и после изменений. Наконец, новые таланты не придут в компанию, если не создать для них современные условия, в частности гибкий рабочий график, возможность удаленной работы и современные средства коммуникаций.


Поколение Y уже работает в компаниях и является активным потребителем большинства товаров на рынке (кроме быть может недвижимости), на подходе поколение Z! Чтобы сделать их своими клиентами, нужно приглашать их в компанию и активно привлекать к обслуживанию клиентов, запуску новых продуктов и услуг, и в частности, к проектам внедрения цифровых технологий. А ваша компания – готова делать это уже завтра?


Эволюция, революция или же…?

Предположим, вы разобрались с необходимыми вам технологиями, проанализировали существующие у вас системы, привлекли и замотивировали правильных людей. Теперь перед вами начинает открываться весь масштаб вызовов, стоящих перед компанией. По сути, вам необходимо на мчащемся на полном ходу поезде и с полными пассажиров вагонами заменить с помощью группы отчаянных добровольцев паровую машину на электродвигатель! Кому из заинтересованных сторон – машинисту поезда, его пассажирам, владельцам ЖД компании или представителям государства – понравится такая идея? Точно никому, включая вас! Решиться на такой шаг можно лишь в ситуации, если вариант «ничего не делать» грозит скорой и неминуемой катастрофой. К счастью, в большинстве российских компаний ситуация, на первый взгляд, выглядит именно так, и поэтому большинство руководителей никуда не торопится.


Сложность реальной цифровой трансформации – вот что останавливает компании. Руководители просто не знают, что делать и с чего начать. Как начать цифровую трансформацию, если большинство сотрудников не представляет себе, как все работает? Если скорость изменений в бизнесе не позволяет документировать существующие процессы? Если многие процессы проще разрушить и создать заново, чем разбираться в том, как их улучшить?


Вернемся в примеру с поездом – чтобы решить проблему, посмотрим, какие у нас есть варианты:

  1. Можно начать модернизировать поезд на коротких остановках, которые он делает в пути. Составив план, в какой последовательности, что и где менять, мы разобьем задачу на конечное количество сравнительно простых операций, после каждой из которых поезд будет способен двигаться. Таким образом, не останавливая движение поезда совсем и не срывая его график, мы за конечное количество времени сможем провести необходимую модернизацию.
  2. Можно создать новый электровоз с электродвигателем, испытать его сначала с небольшим составом, потом с большим, и потом на одной из станций отцепить старый паровоз и прицепить новый электродвигатель.
  3. Можно осознано решить, что замена паровой машины на электродвигатель в данный момент – дорогая и рискованная затея – и отложить ее на будущее. Но, поскольку переход на электродвигатели – это первый шаг к созданию высокоскоростных железнодорожных перевозок, уже сейчас можно вложиться в нужную инфраструктуру – создать прямые участки дороги с ограждением, добавить развязки и автоматические шлагбаумы, проинвентаризировать и улучшить электроснабжающую систему. А затем, через несколько лет закупить готовые улучшенные электровозы и таким образом стать лидером в ж/д перевозках нового поколения!

По сути, эти стратегии лежат на столе у каждого руководителя предприятия. Чтобы сделать задачу цифровой трансформации решаемой и посильной для реализации, необходим четкий план действий – цифровая стратегия. В ней вы можете реализовать один из трех сценариев, представляющихся сбалансированными с точки зрения рисков и результатов:

  1. «Эволюционный» сценарий предполагает определения целей и задач цифровой трансформации, и последовательную ее реализацию посредством цифровых инициатив и проектов. Это подход часто применяется в ритейловых компаниях, поскольку у них перед глазами – понятный образ будущего и примеры конкретных решений из области e-commerce, которые можно внедрять уже сегодня.
  2. «Революционный» сценарий подходит компаниям, которые готовы создать внутри компании «цифровое подразделение» или стартап, который разработает и протестирует необходимые технологии и передаст их материнской компании. Многие западные банки, такие как  Santander или Raiffaisen Bank, пошли именно по этому пути.
  3. «Инфраструктурный» сценарий работает в случае компаний, которые пока не понимают, какая из технологий в итоге сработает на их рынке, но точно видят свое техническое и технологическое отставание от конкурентов. В их случае, правильно будет перейти на «правильную» инфраструктуру и подготовиться к внедрению технологий, которые победят на рынке через некоторое время. Страховые и сервисные компании – хороший пример для использование этого подхода.

Можно отдельно поговорить о минусах или плюсах каждого из сценариев, но в любом случае, они безусловно лучше как «ничегонеделания», так и лихорадочного и безрассудного внедрения цифровых технологий непосредственно в работающий бизнес.

Выводы

Цифровые технологии сулят компаниям отличные перспективы, но при этом несут и ряд угроз. При внедрении новых технологий необходимо честно на ответить на ряд вопросов:

  • Какие цели компания преследует при внедрении тех или иных технологий? Являются ли выбранные технологии зрелыми и апробированными? Позволяет ли их внедрение достичь целей компании? 
  • Готова ли компания к внедрению новых технологий? Имеет смысл провести аудит уже имеющихся систем и бизнес-процессов и выявить пробелы в существующих бизнес-процессах.
  • Является ли масштаб компании, ее структура, ИТ системы или бизнес-процессы барьерами для внедрения цифровых технологий? Как компания собирается справляться с этими барьерами?
  • Достаточно ли в компании людей для внедрения новых цифровых технологий? Какие внешние ресурсы можно привлечь? Как наилучшим образом мобилизовать существующие ресурсы? Какую кадровую политику компания готова проводить в отношении сотрудников, навыки и умения которых перестали быть нужными компании?
  • Насколько амбициозны цели по внедрению цифровых технологий, стоящие перед компанией? Насколько быстрым должен быть темп изменений?
  • Какой сценарий внедрения цифровых технологий наилучший с точки зрения состояния компании и ее окружения? 

Чтобы ответить на все вышеперечисленные вопросы и добиться успешного результата, компании нужно иметь Цифровую стратегию, которая является неотъемлемой частью общей стратегии компании, и позволит компании провести согласованные и оптимально продуманные действия по переходу в цифру. 


О том как ее подготовить, мы поговорим в одной из следующих статей.

Андрей Кленин

 






















ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!
Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook 
Twitter Viber LinkedIn_icon 

[X]

Подать заявку на консультацию

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Подать заявку на консультацию