Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо
+7 (499) 390-04-01 +380 (66) 497-55-55 Обратный звонок
[X]

Заявка на обратный звонок

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Заказать тренинг

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Написать письмо

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Как все испортить и разорить бизнес. Три года спустя

Полтора года назад, в мае 2016 года, в издательстве «МИФ» вышла моя книжка «Как все испортить и разорить бизнес. 13 мифов об управлении бизнесом в России». Она выдержала переиздание и по-прежнему продается, например, тут. А написана она была почти за год до этого. А материал для нее собирался, соответственно, еще раньше. За прошедшие с того момента годы были сделаны десятки проектов и обсуждены были сотни кейсов. Окинув мысленным взором прожитое с узнанное с того момента, я подумал – а насколько живы сейчас те 13 мифов, о которых я писал? Спойлер – живее некуда.

Итак, краткая ревизия мифов. Конечно, наш опыт не может претендовать на объективность, так как охватывает слишком малую долю предприятий. Кроме того, мы видели не только негативные, но и весьма позитивные примеры. Поэтому будем считать это не научной статистикой, а личными наблюдениями.

Миф о чистой прибыли по-прежнему живее всех живых. Даже в компаниях, где работают профессиональные финансисты и поставлена отчетность, иногда чистая прибыль является единственным мерилом успеха. Я уже не говорю про высший пилотаж вроде ROE или оборачиваемости капитала, но в некоторых компаниях нет хотя бы отчета о движении денежных средств.

Маркетинг – такая же редкая специальность, как и несколько лет назад. Спрос на маркетологов невелик, предложение, к сожалению, тоже. И хотя чуть ли не каждая вторая статья в деловых СМИ о том, что век производителя закончился, и что эпоха главенства потребителя наступила окончательно и бесповоротно, мнением потребителя по-прежнему мало кто интересуется. Миллионные и миллиардные решения принимаются наугад – о новых продуктах, о новых направлениях, об инвестициях, хотя стоимость маркетинговой информации, способной снизить вероятность ошибки в разы, часто измеряется сотнями тысяч рублей. Мы немножко поиронизировали над российским маркетинговым подходом тут, но это смех сквозь слезы.

Стратегия – по-прежнему диковинный зверь в наших широтах. Указанные выше миллионные и миллиардные решения принимаются не только в отсутствие внятной информации о рынке и потребителе, но и в отсутствие внятного бизнес-плана. Долгосрочные и краткосрочные цены часто не имеют между собой ничего общего – на стратегических совещаниях мы щедро инвестируем в будущий успех, на бюджетировании мы экономим на этом будущем успехе. Компании мечутся по все более сложному рынку, меняя стратегические приоритеты ежедневно, в надежде наудачу снова наткнуться на золотую жилу. Между тем, современной компании нужна не просто стратегия – нужна, как мы ее называем, «кумулятивная стратегия», о которой мы писали тут. Это не просто план по достижению конкурентных преимуществ – это такой план, каждая часть которого усиливает предыдущие.

Маржинальность товара по-прежнему завораживает руководителей, видящих в этом формулу успеха. Конечно, при прочих равных торговаться высокомаржинальным товаром лучше, чем низкомаржинальным. Но только при прочих равных, а они редко бывают равными. Одна из оптовых компаний, в судьбе которой мы принимаем некоторое участие, сейчас с трудом исправляет последствия решения генерального директора (уже бывшего), который в погоне за высокой маржей ввел в дополнение к традиционному, но ставшему низкомаржинальным строительному ассортименту краски для внутренних работ. Единственными критериями при принятии решения были объем рынка и маржинальность. Как вы, наверное, уже догадались, маркетолога в компании, конечно, не было. Краски – действительно маржинальный продукт, но очень сложный и низкооборачиваемый. Работать с ним нужно умеючи, и просто от наличия его в ассортименте прибыль не вырастет. Вообще в торговом бизнесе рассмотрение маржинальности в отрыве от оборачиваемости – грубейшая ошибка, но она регулярно совершается.

Налоговая оптимизация постепенно сдается под нажимом властей, много делающих для борьбы с ней. Как я писал в книжке, я никого не призываю отказываться от оптимизации или заниматься ею (хотя лично я считаю, что это зло). Каждый решает сам. Однако бизнес, применяющий налоговую оптимизацию, должен быть существенно, на много десятков процентов прибыльнее, чем обычный, так как плата за риск крайне высока. Однако в России до сих пор есть фирмы, прибыльные только за счет оптимизации, а это большая управленческая ошибка. Значит, такой бизнес сам по себе неэффективен, и дни его так или иначе сочтены.

Про мотивацию мы много писали и говорили, например тут. Мои выступления на открытых мероприятиях на тему того, почему материальная мотивация не работает (почти совсем) пользуются огромным спросом, так как мои мысли покушаются на святое – на веру предпринимателей в то, что если платить людям больше, они будут работать лучше. Но если спросить 100 предпринимателей, как минимум 99 из них скажут, что они не удовлетворены своей «системой мотивации», и им не кажется, что она приводит к результатам. Разумеется, ведь у менеджмента четыре функции – планирование, организация, мотивация и контроль. И если заниматься только одной из них, успеха не добьешься.

Затраты на учет по-прежнему священной коровой в некоторых компаниях, хотя в пользу их снижения сейчас говорят не только здравый смысл, но и технологии. В компаниях нет маркетинга, проблемы с продажами, с ассортиментом, с деньгами – но кладовщики, учетчики, бухгалтера в полном составе, на боевом посту, охраняют, считают и учитывают хозяйское добро.

Миф о заемных средствах уже не такой живучий, как несколько лет назад, не в последнюю очередь потому, что сами эти заемные средства стали дороги и недоступны. Но мало по малу ситуация изменится, и кредиты снова можно будет брать по разумным ставкам (ну, или бизнес в России закончится как вид деятельности), и встанет вопрос – брать или не брать? Конечно, кредитный кризис 2014-2016 годов у многих отбил охоту занимать, да и персонажи вроде Костина этому не способствовали. Но если бизнес генерирует прибыль даже в размере 10% от выручки (что для многих сейчас – недостижимая мечта), то 10% в год – это максимальный темп развития бизнеса, что, с учетом инфляции, почти равняется нулю. Ведь если для развития бизнеса нужны деньги (а они нужны), то взять их можно либо из собственной чистой прибыли, либо взаймы. Конечно, модные нынче ICO – это тоже способ, но он работает не всегда, не у всех и часто хуже ожиданий.

Аутсорсинг в России развивается, но медленнее, чем я ожидал, что означает, что миф о том, что «самим делать дешевле» все еще живуч. В штатных расписаниях даже небольших российских компаний по-прежнему есть «айтишники», бухгалтера, юристы, охранники, водители, курьеры – хотя во многих случаях это только лишняя и ничем не оправданная нагрузка на фонд оплаты труда. И предприниматели вместо того, чтобы думать о клиенте, продукте, развитии не спят по ночам, думая, где наскрести им всем на зарплату. Но скоро это точно изменится.

Бизнес-процессы по-прежнему почти никто не оптимизирует, а если и оптимизирует, то с неправильной целью – снизить затраты. Подобные усилия заводят компанию в стратегический тупик, ибо истинная цель оптимизации БП – это повышение эффективности, что не тождественно снижению затрат. Более того, повышение эффективности не может рассматриваться в отрыве от стратегии, поскольку только стратегия способна дать ответ на вопрос, а что же такое «эффективность» в вашем конкретном случае.

Миф о доходности не умрет, пока не умрет миф о чистой прибыли, и пока в компаниях не появятся другие финансовые инструменты, позволяющие более точно измерять истинную доходность. А до этого момента предприниматели будут продолжать верить, что все проекты, продукты, направления и виды деятельности, в которых выручка хотя бы немного выше затрат, прибыльными, и тратить драгоценные ресурсы на то, что не имеет ни будущего, ни даже настоящего.

Советы директоров постепенно набирают популярность в частных компаниях, но очень медленно. Пару лет назад это объяснялось соображениями кризиса, нужно было экономить, нужно было принимать быстрые решения, заседать было некогда. Но время кризиса, в смысле острого спада, в любом случае уже прошло. И вопрос о том, как выживать в агрессивной среде, на фоне падения спроса, стагнации экономики и дорогих ставок – это вопрос стратегический, а для разработки стратегии правильный совет директоров может быть чрезвычайно полезным.

Бизнес-образование, насколько мне известно, становится все более популярным. И это хорошо. Главное – каждый должен учиться тому, что нужно ему для исполнения своей роли в бизнесе. А это, в свою очередь, означает, что если, скажем, предприниматель не планирует становиться наемным генеральным директором у самого себя и управлять бизнесом, то программа MBA может оказаться для него не такой уж полезной. Поэтому мы создали свою программу для предпринимателей. А еще очень важный нюанс – учиться собственнику и директорам нужно по интегрированным программам, чтобы у всех в компании был общий понятийный аппарат, общий язык, общая терминология. Для этого мы планируем расширить свою программу до «группового MBA», когда собственник и директора будут учиться по общей программе, но с разной глубиной погружения.

Узнать больше об этой книге (и других моих книжках), чтобы подробнее прочесть про мифы и про то, как с ними бороться, можно по ссылке. Там же можно приобрести и подарочный сет из четырех бумажных книг, из которых только одна выходила на бумажном носителе.

 

DSC00324-2
Святослав Бирюлин

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:


facebook Twitter Viber LinkedIn_icon 

 

[X]

Подать заявку на консультацию

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Подать заявку на консультацию