Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо
+7 (499) 390-04-01 Обратный звонок
[X]

Заявка на обратный звонок

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Заказать тренинг

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Написать письмо

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Личная стратегия

Как-то вечером мы с моим клиентом, собственником бизнеса (назовем его, условно, Вадимом), ужинали в ресторане после стратегической сессии. Это была очень удачная сессия – группы поработали слаженно и креативно, предложив вполне осуществимые и перспективные идеи. Мы спокойно обсуждали итоги дневной работы, и вдруг неожиданно Вадим спросил – а можно ли при помощи тех же инструментов разработать личную стратегию? Как оказалось, у него лично были те же проблемы, что и у его компании – наличие неких целей, «мечт», желаний при полном отсутствии прогресса по их осуществлению. Читать далее «Личная стратегия»

Я задумался. С одной стороны, инструментарий стратегического менеджмента – не что иное, как технология построения долгосрочных планов в условиях неопределенности. С другой – сам уровень неопределенности в жизни выше, чем в бизнесе, а факторов, влияющих на результат, в жизни больше. Но попытка не пытка, подумал я.

Прямо там, в ресторане, мы начали разбирать проблему. Предсказуемо оказалось, что корни ее лежат в целеполагании. Именно из-за неконкретно поставленных целей Вадим так же пока был далек от них, как его компания – от федерального уровня, о котором давно мечтала. Например, он давно хотел встать на лыжи и купил горнолыжное снаряжение, но все его время и силы пожирал бизнес. Вадиму казалось, что он осознает свои цели ясно и отчетливо, но, когда мы попробовали сформулировать хотя бы пару из них по стандарту SMART, оказалось, что он о них в таком ключе даже не думал, и это его озадачило. Вадим по-хорошему завелся и поставил себе задачу сформулировать цели четко и определенно.

На следующий день я вернулся в Москву, но мы по почте и скайпу продолжали работать над целями. Некоторые, особенно не связанные с бизнесом (например, семья) было не так-то легко оцифровать. Как оцифруешь, к примеру, счастье детей? Но я предложил не пытаться измерить неизмеримое, а сфокусироваться на том, что легче отследить, например – время, которое он действительно проводит с семьей, не читая отчеты и не решая мысленно производственные проблемы. Конечно, время с семьей – еще не гарантия счастья, но эту задачу легче поставить и потом контролировать.

Через три недели у нас уже был готов список личных целей на три года, на десять лет и на пятнадцать. Стоит отметить, что, как только он стал думать над своими целями глубоко, многие из них изменились. Некоторые – в мелочах, а некоторые серьезно. Например, наметился явный конфликт между личными целями и бизнесом.

Я всегда требую, чтобы в работе над стратегией все мысли, выводы, идеи, задачи, цели т.д. обязательно переносились на бумагу. Без этого они «теряют вес», остаются мечтами, не обретают законченной формы. Когда Вадим записал все свои цели и четко их сформулировал, он посмотрел на них под совершенно другим углом. От части целей он отказался, некоторые серьезно переработал. А когда я попросил его напротив каждой цели написать, зачем он стремится к ее достижению, список целей подвергся повторной корректировке. Подчеркну – я не критиковал цели и вообще их не комментировал. Вадим сам, перекладывая цели на бумагу, видел их недостатки и уязвимые места.

Дальше мы рассмотрели его сильные и слабые стороны, используя классическую матрицу SWOT-анализа. С этим у него проблем не было – Вадим оказался очень честным с собой человеком, ясно сознающим свои достоинства и недостатки. Но после обсуждения сильных и слабых сторон, а также возможностей цели опять подверглись корректировке: Вадим решил удалить из списка целей пару таких, которые, как он решил (сам), не соответствовали его внутреннему миру.

Чтобы понять, почему Вадим на словах хотел кататься с детьми на лыжах в Швейцарии, а вместо этого сидел в офисе, мы завели «дневник наблюдений», как в советской школе, на уроке природоведения. Вадим – человек высочайшего уровня самоконтроля и мотивации, поэтому он честно, не кривя душой, фиксировал все свои дела, домашние и рабочие, в течение дня, присваивая им категории. Категории, к примеру, были такие:

  • стратегически важные или просто важные задачи (сюда, например, могла попасть не только встреча с поставщиком, но и отвоз сына в школу)
  • неважные, но необходимые (например, поездка в банк на подпись)
  • важные, от которых можно отказаться (например, операционные совещания, которые давно пора было поручить наемному директору)
  • неважные, которые можно было бы кому-то поручить (например, поездка в автосервис)

Как вы, наверное, уже догадались, обилие времени, проведенного за работой, неприятно контрастировало с низкой важностью решаемых в это время задач. Вадим работал много, но собственный КПД объективно оценивал как низкий. Необходимости торчать в офисе всегда находилось какое-нибудь рациональное оправдание. В «тучные» годы нужно было помогать бизнесу расти. В кризисные – не разориться. Однако на мой вопрос о том, согласен ли Вадим остаток жизни положить на алтарь своей компании, он твердо ответил отрицательно. Необходимо было делать выбор и по-новому расставлять приоритеты.

Я не профессиональный психолог (хотя живо интересующийся), но мы попробовали разобраться в причинах такого «микроменеджмента». В компании были сотрудники, готовые взять на себя больше, но Вадим не делился полномочиями. И проблема была не в том, что ему было «страшно» оставить компанию на них – у страха тоже есть свои причины. Если человек декларирует некие желания и цели, а в реальности живет далекой от них жизнью, то на самом деле такова его зона комфорта (об этом я писал отдельно: см. тут http://sapcons.ru/blog/o-zone-komforta/#more-1140). И мы стали сообща думать, как из нее выйти.

В ходе обсуждения мы сошлись на том, что внутри бизнеса он понимал, кто он такой, а вовне – не очень. Роли мужа, сына, отца казались ему «само собой разумеющимися», то есть не такими значительными, а бизнес давал ему возможность «самореализоваться». Однако он согласился с мыслью, что, возможно, в прошлом он и реализовывал себя в бизнесе, но сейчас, скорее, цепляется за него как за единственный понятный источник самоидентификации. Таким образом, к общему списку стратегических задач добавился поиск новой идентичности.

В постановке задач мы использовали классические методы – дерево и матрицу целей, диаграмму Ганта для плана-графика, бюджет. Разработали сбалансированную систему показателей и установили график контрольных замеров. Некоторое время мы потратили на выбор инструментов для планирования задач и тайм-менеджмента, но, с моей точки зрения, конкретный выбор не так важен, поскольку тайм-менеджмент начинается в голове, а не в календаре. В итоге Вадим использует те же инструменты, что и я.

Итоги первых шести месяцев реализации личной стратегии:

  • Количество времени, проведенного с семьей и детьми, увеличилось вдвое;
  • Количество времени, проведенного на совещаниях, где он не был нужен, сократилось на 30%;
  • Посещение спортзала стало регулярным;
  • Лишний вес – минус 5,5 кг;
  • Полноценный отпуск, без электронной почты – 14 дней;
  • Количество прочитанных книг – 12;

И, заметьте, все это без какого-либо ущерба для бизнеса! Более того, я уверен, что пользу бизнесу принесла не только новая стратегия, которую мы с ним разработали, но и тот факт, что Вадим, благодаря новому плану, упорядочил свою деятельность внутри компании.

Помимо прочего, Вадим всерьез увлекся маркетингом и начал системно изучать его в бизнес-школе. А еще во время отпуска он придумал стартап – мобильное приложение для управления мини-отелями. Команда уже собрана и приступила к работе. В целом, Вадим движется по своему стратегическому плану. Мы его уже несколько раз слегка корректировали в деталях, но цели пока остаются неизменными.

Жизнь – странная штука. Чтобы управлять бизнесом, чинить телевизоры, лечить людей или писать программы, необходимо учиться. Мы все это понимаем и с готовностью тратим на это время. А свою жизнь мы живем и своих детей воспитываем так, словно знания об этом заложены в нас с рождения. Но это не так. Своей жизнью и своим счастьем нужно управлять, жизнь сама по себе не станет яркой и полноценной. Вероятно, есть люди, обладающие даром интуитивного управления своей жизнью, но они в любом случае в меньшинстве. Большинству из нас для управления жизнью нужны специальные инструменты, и идеи стратегического менеджмента для этого очень хорошо подходят.

Смог бы Вадим пройти этот путь сам? Теоретически да, поскольку цели и планы он, в сущности, формулировал сам. Я был необходим ему как носитель методологии, как внимательный слушатель и объективный критик, но главное – как источник мотивации.

Неожиданно, как это часто бывает в жизни, недавно у нас появился еще один клиент, топ-менеджер крупного банка, который тоже заинтересовался личной стратегией. Сейчас мы в стадии обсуждения списка целей. Так, глядишь, это станет и дополнительным направлением в нашем бизнесе☺

Святослав Бирюлин

[X]

Подать заявку на консультацию

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Подать заявку на консультацию