Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо
+7 (499) 390-04-01 +380 (66) 497-55-55 Обратный звонок
[X]

Заявка на обратный звонок

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Заказать тренинг

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Написать письмо

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Ментальные ловушки собственника бизнеса, часть 3

rsz_dollarphotoclub_56600140-700x446
Мы продолжаем серию статей про ментальные ловушки, в которые порой попадают собственники бизнеса – ведь и они тоже живые люди.

На старте бизнеса роль собственника понятна. Он – автор замысла, идейный вдохновитель, идеолог, двигатель, евангелист. Он много работает сам и заряжает энергией других.

Но вот бизнес развернулся, начал работать, темп роста снизился. Что делать дальше?

При переходе от партизанской войны к регулярной армии, от предпринимательской, хаотичной фазы бизнеса к менеджерской многие успешные бизнесмены резко теряют свою эффективность. Происходит это потому, что роль, которую они приняли на себя на старте бизнеса, более не востребована, по крайней мере в ежедневном режиме, а найти новую для себя роль они не могут. Между тем, собственник бизнеса – это отдельная профессия, которой нужно учиться и в которой нужно совершенствоваться.

Многие ощущают недостаток компетенций для управления бизнесом и идут получать бизнес-образование. Но это огромная ошибка для тех, кто не планирует превращаться в менеджера и полностью завязать с предпринимательством. Дело в том, что классическое бизнес-образование готовит менеджеров, а не предпринимателей. Собственникам бизнеса оно дает слишком много того, что не понадобится им в их дальнейшей предпринимательской жизни, зато обделяет вниманием вопросы, с которыми предприниматели столкнутся в будущем. И это не вина программ MBA, просто они созданы для другого. Точнее, для других.

В итоге предприниматели сталкиваются с ментальной ловушкой – они постоянно читают книги и приобретают новые знания, но это не улучшает ситуации в бизнесе. Будучи, как правило, людьми целеустремленными, они еще больше читают книг и еще усерднее учатся, но это приводит только к тому, что разрыв в уровне мышления собственника и подчиненных увеличивается, и это только ухудшает дело. Подчиненные начинают воспринимать шефа как «мечтателя», а шеф все больше разочаровывается в «книжных» знаниях. На самом деле это происходит оттого, что предприниматели во время учебы готовят себя не к той роли, которую потом выполняют.

Пример

Предприниматель, назовем его, скажем, Олег, закончил прекрасную бизнес-школу, и окончил не формально – не ради диплома, а ради знаний. Нас он пригласил для разработки стратегии. Он и сам не прогуливал занятия по стратегическому менеджменту, и с теоретической подготовкой у него было все в порядке, однако у него было три бизнеса, при этом формализованной стратегии не было ни в одном. Как выяснилось, Олег был самым крупным специалистом в области стратегии в своем холдинге, и пытался «заразить» этой идеей других, но безуспешно. При этом сам он разработкой стратегии не занимался, так как справедливо считал, что стратегия должна рождаться изнутри бизнеса. Только с нашей помощью он сдвинул вопрос с мертвой точки.

В первую очередь, предприниматель должен определиться со своей ролью в своем бизнесе. Формулировка и принятие роли – самый важный шаг, из которого потом логично сложатся все остальные.

Кем вы хотите быть в своем бизнесе?

Федор Овчинников («Додо Пицца»), Сергей Галицкий («Магнит») или Андрей Кривенко («Вкусвилл») – это предприниматели, принявшие на себя роли менеджеров. Они каждый день ходят на работу, погружены в нюансы бизнеса и принимают не только стратегические, но и операционные решения. Если вы хотите принять на себя похожую роль, вам очень пригодятся знания, полученные на MBA, а также разнообразные другие навыки и умения. Например, современный управляющий директор (неважно – наемный директор или собственник в роли директора) так или иначе должен быть как минимум продвинутым IT-пользователем.

Но роль собственника-менеджера имеет и ряд минусов, она подходит не всем. Во-первых, она подразумевает, что ваш бизнес будет полностью зависеть от вас. Фактически, вы превращаетесь в наемного сотрудника в своей собственной компании. Если вы приняли на себя такую роль, то вы не сможете принять на работу сильного управленца, которому доверите свою компанию – в лучшем случае, у вас будут толковые замы, но с существенным лимитом на принятие решений. Сильный CEO, способный управлять сам, в такой конструкции не приживется.

Во-вторых, вы можете утратить способность смотреть на свой бизнес со стороны. Пока Кривенко или Овчинников успешно справляются с совмещением ролей операционистов и стратегов, но посмотрим что будет, когда их бизнесы вырастут на порядки. У нас на программе «Индивидуальный EMBA для собственников» занимается владелец бизнеса, пришедший к нам именно потому, что, утонув в операционной рутине (особенно, когда в кризис бизнес пошел на спад), и утративший, как он выразился, «остроту предпринимательского зрения». Мы, по его запросу, не только работаем над тем, чтобы восстановить его умение «смотреть с вертолета», но и над принятием новой роли – ему нужно научиться держать правильную дистанцию между собой и компанией, чтобы он смог нанять толкового директора.

Пример

Наш клиент, очень талантливый, энергичный и умный, делал все, как написано в «Ментальных ловушках №1». Во время последнего кризиса он увяз в задаче повышения прибыльности и забыл обо всех прочих целях бизнеса. Когда во время первого же модуля мы стали разбирать цели собственника и смысл существования бизнеса, для него многие вещи стали открытием. При этом это было отнюдь не потому, что он был глуп – просто он утонул в повседневной рутине. Мы лишь помогли ему над ней приподняться.

В-третьих, утонув в одном бизнесе, вы можете навсегда забыть о втором, третьем и т.д. Нет ничего зазорного в том, чтобы всю жизнь управлять только «Вкусвиллом» или только «Додо Пицца», это личный выбор каждого. Но многим предпринимателям скучно годами заниматься одним проектом, их творческие натуры требуют разнообразия. Если вы из таких, вам не подойдет роль собственника-менеджера. А жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на то, что нам не подходит.

Но если вы – не собственник-менеджер, то кто? В чем ваша роль в бизнесе? Именно роль, а не список обязанностей. Вы – идеолог? Вдохновитель? Стратег? Контролер? Ответить на этот вопрос сложнее, чем кажется, но это необходимо. Иногда проще описать свою роль в терминах действия. Например: «Я разрабатываю стратегию». «Я определяю направления развития». «Я контролирую работу компании». Скорее всего, таких пунктов будет несколько.

Следующий, и не менее важный, этап – это составить список «Я не делаю». Например, «Я не хожу на операционные совещания», «Я не получаю ежедневных отчетов», «Я не вмешиваюсь в вопросы и решения не своего уровня». И важно не просто составить список – важно приготовить себя психологически к тому, что с этими вопросами рано или поздно придется попрощаться. Скорее всего – принять на работу директора, причем сделать это правильно, не попавшись в ментальную ловушку №4 – о ней мы расскажем в следующем выпуске, не пропустите. Проще всего сделать это, подписавшись на нас в Facebook.

Итак, только определив, что является, а что точно не является частью вашей роли в бизнесе, вы сможете ответить себе на следующие вопросы:

  1. Какие вам нужны подчиненные? Нужен ли вам полноценный генеральный директор? Исполнительный директор, который будет реализовывать стратегию, разработанную вами? Заместитель, который возьмет на себя четкий, но ограниченный круг задач?

  1. Какие задачи вам нужно оставить за собой? Когда вы составите список, вы сможете их спланировать.

  1. Какие знания и навыки вам нужны для исполнения своей роли? Действительно ли вам нужен MBA, или вам больше пригодится индивидуальная программа для собственников, которая позволит узнать все, что нужно, не перегрузив мозг лишней информацией? Например, такая, как наша?

  1. Какие показатели эффективности вы себе установите? Как вы будете измерять то, достаточно ли эффективно вы справляетесь со своей ролью?

Собственник бизнеса – это отдельная профессия. К ней нужно готовиться, ей нужно обучаться, в ней нужно непрерывно совершенствоваться. И профессия собственника отлична от профессии генерального директора (если только вы не совмещаете в себе две эти роли). Если вы – не ГД, вам нужно такого ГД найти. При этом тоже можно угодить в ментальную ловушку. О том, как, с нашей точки зрения, можно этого избежать, читайте в наших следующих статьях. Чтобы не пропустить их, подписывайтесь на нас на Facebook .

Опасаетесь, что у вас есть проблемы, похожие на описанные в статье? Заполните форму обратной связи на этом сайте и мы подумаем над этим вместе с вами.

DSC00324-2
Святослав Бирюлин

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!
Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook 
Twitter Viber LinkedIn_icon 

 

[X]

Подать заявку на консультацию

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Подать заявку на консультацию