Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо
+7 (499) 390-04-01 +380 (66) 497-55-55 Обратный звонок
[X]

Заявка на обратный звонок

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Заказать тренинг

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Написать письмо

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Ментальные ловушки собственников бизнеса. Часть 5

Это – последняя заметка из серии о ментальных ловушках предпринимателей, ставших собственниками бизнеса. Читайте другие заметки серии тут. Предприниматели – тоже люди, им тоже свойственно ошибаться. И наша цель была не в том, чтобы уличить их в ошибках, а в том, чтобы помочь посмотреть на свою работу под другим углом. А собственник бизнеса – это работа.

Ловушка №5 – «я все должен сделать сам» – о том, почему попытки решать все проблемы в бизнесе исключительно своими силами часто приводят к стрессу и не дают ожидаемого результата.

Если в нашей машине что-то ломается, мы гоним ее в сервис. Если что-то ломается в нашем организме, мы идем к врачу. Наше тело – это то, с чем мы проводим 24 часа в сутки 365 дней в году, но мы вполне допускаем мысль, что мы не знаем о нем почти ничего, и если у нас что-то болит, мы обращаемся за помощью к профессионалам.

Но если что-то ломается в нашем бизнесе, мы считаем невозможным и постыдным обращаться к соответствующим специалистам, к бизнес-консультантам, считая, что все проблемы мы должны решать исключительно своими силами.

Ловушка №1: «Если у меня что-то не получается, мне должно быть стыдно»

Если собственник бизнеса сталкивается с проблемой, которую не может решить быстро и эффективно, его самооценка страдает. Собственники – часто люди с завышенными требованиями к себе, и неудачи часто подрывают их уверенность в себе. Чтобы заглушить это неприятное чувство, они трудятся днем и ночью, пытаясь решить задачу своими силами, хотя приглашение профессионала помогло бы сэкономить ему самое главное – время. Как известно, время – единственный невосполнимый экономический ресурс, и в наш скоростной век это может иметь решающее значение. Если вы потратили больше времени на разработку нового продукта, внедрение новой технологии или захват новых территорий больше времени, чем ваши конкуренты, ваши успехи могут оказаться скромнее ожидаемых.

На наш взгляд, синдром «пацана, способного решать свои проблемы» очень мешает многим предпринимателям. Эффективен не тот, кто решит все проблемы сам, а тот, кто решит их быстрее и эффективнее, наделав по дороге поменьше ошибок. А какие ресурсы он при это задействует, своих сотрудников или консультантов, дело десятое.

Пример

Нас часто приглашают позднее, чем следовало бы. Например, один из наших клиентов, производитель товаров FCMG, пригласил нас тогда, когда скатился с пятого места в России по объемам продаж на 12-е. Мы разобрались с причинами – в упаковке, в дистрибуции, в продвижении, – и помогли увеличить продажи на 20% через год, но если мы бы взялись за ситуацию раньше, эффект мог бы быть значительно больше.

Ловушка №2. «Все консультанты – жулики»

Да, нечестных консультантов в России немало. Как и нечестных предпринимателей, кстати. Они основательно подрывают репутацию консалтинга. Но из того, что в России (или СНГ) много нечестных консультантов, еще нельзя сделать вывод, что все они – нечестные. В России вообще беда с профессионалами, но при желании всегда можно найти таких, которые точно помогут. Например, мы очень дорожим своей репутацией, и потому делаем свою работу честно, но мы также знаем точно, что мы такие не одни. Перед тем, как основать консалтинговую компанию Sapiens Consulting, я 21 год проработал наемным сотрудником, из них 11 – генеральным директором, поэтому все, что я советую своим клиентам, это результат собственного опыта, в том числе и негативного.

Ловушка №3. «Если у меня проблема, я должен пойти учиться»

Многие предприниматели, сталкивающиеся с проблемами, идут на MBA. Но, как мы неоднократно писали, например тут, традиционный курс MBA может быть хорош для менеджеров, но не для собственников бизнеса (если те, конечно, не работают сами у себя как менеджеры). Именно поэтому мы и ввели у себя услугу индивидуального бизнес-образования для предпринимателей.

Пример

Наш клиент, очень вдумчивый и серьезный предприниматель, прежде, чем обратился к нам, прочел очень много книг, и посещал множество курсов и тренингов. Его уровень теоретической подготовки впечатляет, но даже он испытывает трудности с применением полученных знаний на практике. В итоге мы сейчас проходим с ним все стадии стратегического планирования, в ходе которого он воплощает свои знания на практике. С такой проблемой к нам приходят многие – книг прочитано много, мыслей много, а применить все это на практике не получается. Консультант не делится знаниями, он делится опытом и навыками, что позволяет сэкономить время. Вы можете овладеть всем сами, но на это уйдут годы. Они точно у вас есть?

Ловушка №4. «Как мне может помочь консультант, если он никогда сам не пек хлеб (не делал мороженое, не продавал софт, не варил сталь – нужное подчеркнуть)?»

Нелепое заблуждение. Если рассуждать подобным образом, хорошим ветеринаром, лечащим животных от ящура или чумки, может стать только врач, сам перенесший эти болезни. Для решения множества бизнес-задач важен не отраслевой опыт, который, как раз, у компании обычно есть, а владение специальными инструментами. Для проведения маркетинговых исследований, описания бизнес-процессов, построения учетной системы или выстраивания системы дистрибуции важнее соответствующие прикладные знания, а не тонкости конкретного рынка.

Именно поэтому топ-менеджеры порой переходят из отрасли в отрасль и становятся успешными. Именно поэтому бизнес-консультанты могут весьма эффективно помочь компаниям из самых различных отраслей. Консультант – это не тот, кто придет и принесет чудодейственные рецепты успеха или сумеет предложить гениальную идею, которая почему-то не пришла в голову никому в компании. Консультант это тот, кто поможет превратить все в систему – мысли и идеи, знания о рынке и потребителях, планы и проекты. Консультант – это не тот, кто вас озолотит, а тот, кто поможет овладеть, причем быстро, всем, что будет важно для будущего успеха.

Пример

Среди наших клиентов были хлебозавод, сети общепита, дистрибуторские компании, производства стройматериалов, IT-компании. Подробнее тут. Успех нашего сотрудничества, на наш взгляд, заключался в том, что мы никогда не делали проекты для компаний, мы делали их вместе с компаниями. Рабочие группы из наших специалистов и из сотрудников заказчика всегда работали очень эффективно – мы привносили в работу свое знание методологии, а они – свое знание специфики своего рынка. И такой альянс не просто был успешен, в ходе работы сотрудники заказчика перенимали наш опыт и знания, и после окончания проекта были куда более эффективными, чем ранее.

Ловушка №5. «Чем мне поможет консультант, если он не создал сам такого же бизнеса? Лучше я спрошу совета у другого предпринимателя».

Общение с другими предпринимателями – бесценно. Если у вас есть такая возможность, ею нужно обязательно пользоваться. Безусловно, человек, решающий схожие с вашими задачи, может дать вам бесценный совет.

Но есть ли у вашего коллеги время и силы, чтобы погружаться в детали ваших проблем? Есть ли у него соответствующие знания? Чаще всего – нет. Мудрый совет никому не помешает, но его часто оказывается недостаточно. И порой получается, что разговор двух бизнесменов о своих проблемах – это разговор двух больных с похожими диагнозами. Он может быть полезен, но еще лучше пойти на прием к врачу, который возьмет анализы, проведет исследования, диагностирует проблему и т.д.

Пример

Один из наших клиентов, тоже весьма образованный и разносторонне развитый бизнесмен, состоит в закрытом клубе предпринимателей. Он находит это весьма полезным и принимает в работе клуба самое живое участие. Однако для разработки стратегии он все же пригласил нас, о чем пока ни разу не пожалел. Клуб и мы даем ему разные вещи. Участие в клубе расширяет его кругозор и позволяет обсудить бизнес-проблемы с теми, кто его очень хорошо понимает. Наше с ним сотрудничество помогает ему решать конкретные бизнес-задачи.

Ловушка №6. «Если у меня проблемы, это вина моих сотрудников. Я должен поменять или научить их, а не звать консультантов».

Представьте, что ваш бизнес страдает из-за того, что ваши топ-менеджеры не вполне готовы к новым вызовам. Вы можете поменять хоть весь управляющий состав, а можете отправить всех на обучение. Но сколько займет времени и то, и другое? Годы? Они у вас есть?

Мы считаем, что хорошие консультанты не просто помогают добиться успеха, они обучают в ходе решения этой задачи ваших сотрудников. По крайней мере мы так делаем всегда – обучение является неотъемлемой частью нашего процесса. И после нашего ухода сотрудники уже могут решать аналогичные задачи сами, и без нашего участия. Но обучение на практике, непосредственно в процессе решения конкретных бизнес-задач, на наш взгляд, в разы эффективнее сидения за партой.

Если вы сомневаетесь в том, нужно ли вам обращаться к консультантам, напишите нам на форму обратной связи с любой страницы этого сайта. Мы выслушаем вашу проблему и порекомендуем наиболее эффективное решение. Кроме того, в разделе «Услуги» нашего сайта можно узнать больше о том, что мы делаем, а в разделе «Блог» есть еще много полезных и интересных статей.

DSC00324-2
Святослав Бирюлин

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!
Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

[X]

Подать заявку на консультацию

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Подать заявку на консультацию