Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо
+7 (499) 390-04-01 Обратный звонок
[X]

Заявка на обратный звонок

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Заказать тренинг

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Написать письмо

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Миф о стратегии

Когда в середине 2000-х российские бизнесмены решили поучиться в бизнес-школах, услышанное ими с кафедр резко отличалось от того, чем они занимались каждый день. И дело не только в том, что на MBA их не учили «решать вопросы» с чиновниками и пожарниками. Разница заключалась еще и в том, что в бизнес-школах им рассказывали о концепциях и маркетинге, планах и бизнес-моделях, а они каждый день пресекали воровство, гоняли ленивых сотрудников или загорались новыми идеями, не успев «докрутить» старые. «Книжные» знания казались им теорией – занимательной, но скучной и бесполезной. Все это сформировало у них искаженное представление о стратегии как об управленческом инструменте. 

«Что такое стратегия?», – задавался риторическим вопросом предприниматель из Екатеринбурга, пришедший на мой мастер-класс, – «Это цель, видение, концепция. А все остальное – тактика». «Нам некогда заниматься стратегиями, у нас дел полно», – вторил ему бизнесмен из Красноярска.

В итоге один купил в Германии производственную линию, на которой можно делать только один дорогой продукт, причем в промышленных масштабах, пользующийся, однако, весьма ограниченным спросом. А поскольку деньги на линию были взяты в кредит, у него сейчас точно полно дел. А другой видел себя  федеральным игроком, и даже, вроде, пытался, и деньги были, но как-то все «не срослось» – и в итоге его бизнес примерно там же сейчас, где и три года назад.

В бизнесе мало «тактических» решений. Если вы заменили в своей сети ресторанов уху на борщ, это тактическое решение. А вот если вы сменили вывеску, концепцию, цены – последствия этого решения вы увидите не в этом году. И, кстати, если вовремя не сменили – тоже. Если вы отправили своих сотрудников учиться, вряд ли знания повлияют на итоги этого года, скорее – следующего и далее. И если вы сэкономили и не отправили их, и они не приняли вовремя нужные решения, ваш бизнес тоже не рухнет в одночасье прямо сейчас, он сползет в кому постепенно. Если вы купили оборудование, построили цех, запустили линию – это долгосрочные решения. Линейка оборудования – не спонтанная покупка жвачки в прикассовой зоне, это длинный проект, но такие решения в часто до сих пор принимаются на лету, в порыве вдохновения. В России это ошибочно считается «предпринимательством».

Стратегия – это не видение и не мечта. Это не вещий сон собственника и не «визионерство» а-ля Стив Джобс. Стратегия – это кропотливый поиск конкурентных преимуществ в мире, где идеи копируются со скоростью мысли, а все товары рано или поздно становятся похожи друг на друга.

Конкурентные преимущества, в свою очередь, позволяют расставить приоритеты. Чем мы будем лучше других? Как будем бороться за сердце и кошелек нашего покупателя? Что нам нужно выпускать и продавать, чтобы закрепиться на рынке? От чего нужно отказаться, чтобы не тянуть на себе бремя ненужных издержек? Отказаться, даже если это придумал сам владелец и 10 лет этим гордился. Отказаться и забыть – чтобы освободить руки, мозги и силы для того, что принесет успех.

Но выбор приоритетов – это тоже далеко не все. За выбором приоритетов следует скучное, неромантичное планирование – планы мероприятий, сметы, бюджеты, рубли, ROE, ROI и прочие скучные вещи. Предприниматели не любят этого, им скучно складывать цифры столбиком. Они счастливы во время вдохновения, но вдохновение сейчас может позволить себе только тот, у кого в кармане свободный миллиард, то есть почти никто. Не верьте книгам: за каждым Стивом Джобсом стоит Тим Кук, за каждым Ноготковым – Майкл Тач, за каждым Тиньковым – Оливер Хьюз. Это люди без особого вдохновенья, которые самые смелые идеи разворачивают в планы и бюджеты, так, чтобы каждый сотрудник, придя с утра на работу, сам того не ведая, делал что-то, что приближает компанию к стратегическим целям. Без таких людей Олег Тиньков со всей его харизмой, умом и несомненными талантами читал бы сейчас лекции о здоровом образе жизни где-нибудь в ДК «Прожектор».

У меня есть приятель, «серийный предприниматель». В том смысле, как он шутит сам, что успешно «просер» уже не один десяток интересных идей, на которых другие потом заработали миллионы. В юности он был «походником». Они с друзьями, закинув рюкзаки на плечи, уходили на месяцы в леса. Он в этой банде был главным «планировщиком» – решал, кто и что потащит. Подбирал вес рюкзаков в соответствии с комплекцией несущего. Прокладывал маршруты. Подсчитывал запасы провианта. Его команда всегда выходила из похода живой и здоровой, чем он всегда гордился.

Но в бизнесе у него другой подход. Он «видит» – продукт, услугу, сервис, мобильное приложение. Иногда его «третий» глаз видит действительно уникальные вещи. Но он запускает их как неопытный «походник», идущий в поход без тщательно продуманного плана. И никогда не доходит до конца.

За последние 3 года мы разработали несколько десятков стратегий. Результаты трудно оценивать однозначно. Кому-то они спасли миллионы денег, не потраченных на чепуху. Кого-то остановили в шаге от банкротства. Кому-то позволили найти путь «отстроиться» от конкурентов и начать расти. Но во всех случаях это было не просто «видение», «мечта» или «концепция», а видение и концепция, развернутые в конкретные планы и бюджеты. Это всегда были очень конкретные документы, где аналитика плавно перетекала в решения, а решения – в планы по их осуществлению.

Еще одним распространенным заблуждением является непонимание самой необходимости стратегии как плана. Конечно, если у вас артель по пошиву варежек, в которой работают вы сами, ваша жена (муж) и деверь, лишняя писанина вам ни к чему. Но если у вас работают хотя бы 50 человек, вы уже не управляете каждым из них и не можете отслеживать в реальном времени, чем они занимаются. И если у вас при этом нет плана, то они занимаются тем, чем считают нужным. Стратегия – это способ заставить всех сотрудников компании работать над общими целями.

В некоторых компаниях есть планы мероприятий и бюджеты, но они никак не связаны с рыночными целями. Они оптимизируют учетные системы, пересматривают мотивацию и размышляют над издержками, тогда как истинный источник их проблем в отсутствии маркетинга и безвольных продажах, умеющих только угождать клиентам. Что толку, если ваша бухгалтерия теперь работает быстрее, если продажи падают каждый месяц? Надолго ли хватит программы по снижению издержек, если ваш продукт устарел и у него миллион аналогов? Стратегия – единственный документ, позволяющий увязать рыночные цели с мероприятиями в цеху, в бухгалтерии, на складе и в офисе. И его не заменишь фрагментарными, разрозненными планами, не связанными общими целями.

Часто клиенты приходят к нам не за стратегией. Им нужна наша система VIFEM http://www.sapcons.ru/consulting/vifem-2/ для снижения издержек или программа фокусной мотивации ИФМ http://www.sapcons.ru/consulting/upravlencheskij/ifm/. Многих волнуют продажи http://sapcons.ru/consulting/marketingovyj/. Но так или иначе, рано или поздно мы приходим к обсуждению стратегии, так как нельзя отдельно снижать издержки или даже наращивать выручку, не имея комплексного плана развития.

На западе ни одна мало-мальски серьезная компания не работает без стратегического плана. Когда-то, в 2000-х, мы посмеивались над ними, нам казалось, они тратят драгоценное время на бумажную чепуху, когда вокруг столько возможностей. Но в ближайшие 3-5 лет бизнесы, не способные поставить свое развитие на плановые рельсы, вымрут. Как динозавры. Не хотите оказаться среди них? Начинайте работать над стратегией уже сейчас.

Святослав Бирюлин

[X]

Подать заявку на консультацию

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Подать заявку на консультацию