Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо
+7 (499) 390-04-01 +380 (66) 497-55-55 Обратный звонок
[X]

Заявка на обратный звонок

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Заказать тренинг

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Написать письмо

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Почему стратегия не может стоить 150.000

Think outside the box concept as a cardboard package shaped as a bulb with an illuminated light emerging as a symbol of new creativity and innovation success.

Мой пост на Facebook о том, что стратегия не может стоить 150.000, вызвал неадекватную волну обсуждений. Самое горячее участие в них приняли предприниматели, ни разу в жизни (судя по их репликам) к консультантам не обращавшиеся, но зато, по доброй русской традиции, точно знающие, что все они жулики и мерзавцы. При этом у этих сильных мира сего, ворочающих, по их словам, миллиардами, нашлось подозрительно много времени посреди рабочего дня, чтобы мочить в сети ничтожное племя консультантов Ну да ладно, это к делу не относится. Так почему же настоящая стратегия не может стоить 150.000? И даже 250.000?

Маркетинг

Базой любой стратегии является маркетинг, которого в большинстве российских компаний нет. Совсем. А без маркетинга стратегия, как бы полно она ни была прописана, это фантазии. Возможно, смелые и прорывные, но все же фантазии, способность которых обернуться успешными бизнес-проектами зависит, скорее, от случая. Под маркетингом мы понимаем не вещие сны собственника, не интуицию и не поездки за границу в поисках идей, а систематическое изучение трех точек пересечения компании с внешним миром:

Потребителей;

Рынка;

Конкурентов.

Разумеется, изучение чужого, особенно заграничного, опыта тоже очень полезно. Но глубокое знание собственных потребителей – того, как и почему они выбирают продукт, где ищут, к чьему мнению прислушиваются и т.д., это базовая информация, без которой невозможно принять правильные рыночные решения. Другое дело, что и такой информации может в итоге оказаться недостаточно, но без нее – никак. Неправильно, опасно и очень дорого разрабатывать стратегию, допустим, завода, который худо-бедно знает только своих дилеров, но не представляет себе конечного потребителя. А постановка системы сбора такой информации – это долго, а значит недешево. Во многих случаях приходится заказывать дополнительные исследования – анкетирование, опросы, фокус-группы, – что увеличивает бюджет, но снабжает нас (и компанию) всеми нужными данными для принятия верных решений.

Обучение

Мы не верим в консультантов, разрабатывающих стратегии для своих клиентов в тиши своих офисов. Возможно, кто-то так и делает, но точно не мы. Мы считаем, что такие «кабинетные» стратегии, разработанные в отрыве от плоти и крови компании, без использования экспертизы, накопленной в головах собственников и сотрудников бизнеса, умрут не родившись. Как минимум по двум причинам:

Они не используют опыт и идеи сотрудников компании;

– Сотрудники компании психологически не отождествляют себя с ними, это «чужие», документы, доверять которым не будет никто.

Мы всегда создаем рабочую группу из сотрудников компании (как правило, высшего звена), вместе с которыми работаем над стратегией. Только сочетание нашей экспертизы в стратегическом менеджменте и стратегическом маркетинге с их экспертизой в том, что они делают каждый день, может дать мощный эффект.

Но нам редко доводилось работать с компаниями, топ-персонал которых обучался основам стратегического менеджмента и владеет соответствующими навыками и терминологией (что необходимо для эффективной работы в рабочей группе). И потому чаще всего разработку стратегии приходится начинать с обучения – с двухдневного тренинга.

Да, это затратно. Но зато после окончания проекта по стратегии в компании остается команда обученных топ-менеджеров, прошедших весь цикл разработки. Это означает, что и после нашего ухода команда сможет вносить коррективы в стратегию – что совершенно неизбежно, никакие стратегии не живут вечно. Мы работаем так, чтобы не «подсаживать» компанию на себя, чтобы процессы стратегического планирования и управления дальше шли бы и без нас.

Глубина планирования

В России принято отделять «стратегию» от «тактики», но, на наш взгляд, это разделение искусственно и вредно. Под «стратегией» обычно понимают видение и концепцию, под «тактикой» – реальный план мероприятий. Но если стратегия остается «стратегией» в этой терминологии, то она может служить разве что украшением кабинета директора. В нашем представлении «стратегия» и «тактика» – это две стороны одной монеты, при этом одна не работает без другой. Стратегия без тактики – мечта. Тактика без стратегии – рискованное движение по рынку наощупь.

И потому наши стратегии могут начинаться со смелой мечты, с прорывной идеи, но заканчиваются они всегда скучными планами мероприятий, бюджетами и ключевыми показателями. Владельцу, заплативший за стратегию, ложится на стол детальный и всесторонний план развития его бизнеса, с контрольными точками, по которым он может отслеживать его реализацию. Разработка такого плана (с бюджетом) – трудоемкая задача. Обычно проект «стратегия» длится от трех месяцев и более – и потому не может стоить дешево.

Но бывают же стратегии за 150.000?

Наверное. После выхода моего поста на FB мне написал некий «консультант», что если к нам приходят запросы на «стратегию за 150.000», мы можем отдавать их ему, и он не только их реализует, но и с нами поделится. Но я в это не верю. Вышеперечисленные работы требуют много времени, минимум – три месяца. Если компания или даже человек работает в полную силу три месяца за 150.000 рублей, его доход, после вычета налогов, составляет менее 30.000 рублей в месяц.

Вы хотите, чтобы стратегию развития вашего бизнеса разрабатывал человек, оценивающий себя в 30.000 рублей в месяц?

Но бывают же исключения?

Да. Например, если у вас кафе или парикмахерская, и вам не нужна полноценная стратегия, от исследования рынка и фокус-групп до сбалансированной системы показателей и инвестиционного бюджета, это неоправданная трата ресурсов. Вы можете найти узкого профильного специалиста, построившего в жизни не одно кафе (или не одну парикмахерскую), который даст вам множество советов, которые будут дельными и полезными – по настройке ценообразования, продвижения, позиционирования и т.д. Однако при всей очевидной пользе такого консалтинга я бы не назвал это «стратегией». Все-таки стратегия – это определенный документ с

устоявшейся структурой, а не просто набор советов, сколь угодно дельных.

Но мне нужна стратегия, и при этом я не готов платить больше 150.000!

Возможно, то, что вам нужно, не является стратегией;

Возможно, вы просто не понимаете, какую пользу может принести настоящая стратегия. В таком случае вы пока не готовы к ее разработке. Возможно, в таком случае и 150.000 тратить не нужно, просто продолжать работать как работали, на свой страх и риск;

Возможно, ваш бизнес слишком мал, и даже 150.000 для него – большие деньги. В этом случае полноценная стратегия вам действительно не нужна, достаточно профессиональной поддержки профильного специалиста.

DSC00324-2
Святослав Бирюлин

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!
Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook 
Twitter Viber LinkedIn_icon 

 

[X]

Подать заявку на консультацию

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Подать заявку на консультацию