Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо
+7 (499) 390-04-01 Обратный звонок
[X]

Заявка на обратный звонок

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Заказать тренинг

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Написать письмо

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

В ожидании полномочий. О собственниках и «топах»

1c3fd63beadabe
Много раз, в различных компаниях из различных городов я наблюдал одну и ту же картину – собственников, жалующихся на то, что сотрудники не хотят брать на себя ответственность, и сотрудников, жалующихся (тайком от собственника), что он не хочет делиться с ними полномочиями. В мировой бизнес-литературе и в российской действительности принято в таких случаях винить собственника, узурпирующего власть. Однако чаще всего это если и так, то лишь отчасти.


Конечно, в России много собственников, контролирующих сотрудников в мелочах, порой абсурдных. Меня несколько лет назад самого угораздило попасть под начало человека, владевшего холдингом из четырех заводов с суммарным оборотом более 16 млрд рублей, который лично согласовывал любые наличные платежи, хоть и на 500 рублей. Но порой менеджеры и сами виноваты в том, хотя бы отчасти, что с ними не делятся властью.


Психологически, давно известно, начальник и подчиненный всегда принимают на себя роли родителей и детей. Если полномочия четко не разграничены и не формализованы (а на просторах бывшего СССР это почти всегда так), ситуация только усугубляется – отношения начальника и подчиненных (даже если это собственник и топ-менеджеры) регулируется исключительно неписанными психологическими законами. Контракты, парашюты, правила игры – это все не про нас.


И очень часто топ-менеджеры занимают в этом случае выжидательную позицию – они жалуются на недостаток полномочий, иногда даже открыто и вслух, но продолжают ждать, когда собственник сам это услышит и поделится с ними частью своей власти. Но обычно этого не происходит.


Жизнь научила меня, что полномочия нельзя попросить, их нельзя получить, их можно только взять.


Почему собственники не делятся полномочиями сами? Они испытывают тревогу. Да, порой эта тревога не обоснована. И, здраво рассуждая, обвинять в своей тревоге им следует только себя самих. Ведь если они наняли людей, которым не могут доверять, да еще и платят им деньги, то кто ж еще в этом виноват? Однако это рациональное суждение не помогает решить проблему, тревога остается, а с ней – микроменеджмент, гиперконтроль, бессонные ночи, раздражение на сотрудников со всеми вытекающими.


Что могут делать менеджеры в этой ситуации?


  1. Плюнуть и смириться;
  2. Жаловаться и дальше, и с тем же результатом;
  3. Попытаться как-то просигнализировать владельцам, что на них можно положиться.

Эта задача 3 не относится к категории однозначно решаемых. В отдельных случаях это невозможно – некоторых предпринимателей ничем не переубедишь. Но с такими, если вам дороги ваши нервы, лучше и не работать – ведь тот факт, что с вами не делятся полномочиями, еще не означает, что вас освободят от ответственности. Но если вас что-то держит в компании, если вы хотите попробовать, то попробуйте показать, что вы готовы взять на себя ответственность. Узурпировать немного власти, в хорошем смысле этого слова.


Кто такие собственники бизнеса? Это предприниматели. Как правило, это люди, которые ни у кого не спрашивали разрешения создать свой бизнес. Это люди, порой действовавшие вопреки правилам и здравому смыслу. Ведь с точки зрения здравого смысла и баланса стресса и дохода работа в «Газпроме» выглядит куда привлекательнее. И дело не только в том, что предприниматель может зарабатывать больше, им движет не только банальная жажда наживы, но и амбиции, мечты, здоровое (а иногда и не очень) тщеславие и самоутверждение в качестве успешного индивидуума. Яркая гамма эмоций.


Если же вы наемный сотрудник, пусть и очень высокопоставленный, вас волнуют другие вещи. Опытные HR-ы или психологи, работающие с бизнесом или в бизнесе, подтвердят вам, что это – стабильность. Я за свою наемную карьеру провел сотни собеседований, и даже сотрудники, претендовавшие на шестизначные доходы, на интервью говорили, что пришли именно ко мне потому, что моя компания кажется им стабильной.


Если вас волнует стабильность, это еще не означает, что вы хотите отсиживаться в офисном окопе и получать оклад. Возможно, вы тоже полны амбиций, стремитесь к вертикально растущей карьере, готовы к переменам и круглосуточному труду. Речь немного о другом – если вы высокопоставленный наемный сотрудник, то затраты у вас уже довольно приличные (ипотека, строящийся дом, дорогая машина в кредит и т.д.), но при этом вас можно уволить. По-российски, внезапно, без предупреждения и без денег. И никого ваша ипотека не растрогает. И потому для вас стабильность компании – это наличие четких правил.


Я сам работал наемным директором и знаю, что это такое – узнать о существовании правила тогда, когда тебя наказали за его нарушение. Поэтому все наемные сотрудники, даже большие директора, хотят стабильных и предсказуемых отношений. Желательно в контракте, с печатью и подписью. С прописанными задачами на 3 года вперед, и четкими KPI, на которых владельцы расписались кровью. И их можно понять – особенно тех, кого хоть раз в жизни обманули.


Но собственники бизнеса крайне редко живут в такой же системе координат. Их мозг работает иначе. Если до предела утрировать эмоции топ-менеджера и собственника, то первый ведет себя как ребенок, опасающийся наказания и ждущий четких правил (за это ставят в угол, а за это – дарят новый iPhone), а второй – как отец, которого, с одной стороны, раздражает беспомощность сына, а с другой он боится, что тот не справится (кстати, даже если собственник – женщина). Видели такую картину в семьях? Даже участвовали в ней? Офисная жизнь многих компаний со стороны выглядит именно так.


Если вы в данном случае в позиции ребенка, то представьте себя 13-летним сыном такого отца. Много ли будет толку повторять такому папаше, что вы уже достаточно взрослы, чтобы самостоятельно ходить в школу и решать, с кем встречаться? Подействуют ли на него слова, даже повторенные четыреста раз? Вряд ли. А что подействует? Подозреваю, что поступки. Что-то, что заставит «отца» не только довериться вам, но и уважать вас. Что конкретно? Тут давать советы очень сложно, слишком много зависит и от вашей личности, и от «родителя».


Лично я в последние годы наемного директорства просто делал то, что считаю нужным. Я директор или кто? Если что-то из этого вызывало недовольство, требовал письменного разграничения полномочий. Предупреждая заранее, что могу и не согласиться с таким подходом. Старался насколько это возможно уровнять переговорные позиции (понимая, что я все равно наемный работник). Сказать, что это работало идеально, нельзя. Но уж точно работало лучше, чем ожидание полномочий.


DSC00324-2
Святослав Бирюлин

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!
Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook 
Twitter Viber LinkedIn_icon 

 

[X]

Подать заявку на консультацию

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Подать заявку на консультацию