Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо
+7 (499) 390-04-01 Обратный звонок
[X]

Заявка на обратный звонок

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Заказать тренинг

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Написать письмо

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Зачем вам ваш бизнес?

Геннадий возил в Россию комплектующие из Европы. Потом из Турции. Потом из Китая. Бизнес шёл хорошо, и на заработанные деньги Геннадий купил строительную компанию на Кипре. Строительная компания строила дома, один для самого Геннадия, остальные на продажу. Компания приносила Геннадию неплохой доход и заодно экономию на российских налогах, пока не случился кризис, сначала глобальный, а потом местечковый, кипрский, и домов на продажу на Кипре не стало больше, чем жителей. Налоговую островную гавань одновременно с этим затянуло бурой тиной. А в России начались кризис, налоговый ад и свирепые таможенники. Слегка размякший от кипрского солнца Геннадий бросил ставший ненужным Кипр и вернулся в Россию, не зная, что делать теперь со своим затухающим местным бизнесом. А главное – зачем.

Вы знаете, зачем вам ваш бизнес?

Совладелец ТехниНИКОЛЬ Игорь Рыбаков в одном интервью сказал, что они с Сергеем Колесниковым 25 лет назад стали "вынужденными бизнесменами". Они были молоды, и им хотелось водить девушек в рестораны, и они занялись бизнесом как источником заработка.

Сама по себе эта причина – не хуже любых других, и уж точно, на мой взгляд, не хуже желания "изменить мир к лучшему". Нужда в деньгах вполне может поднять градус креативности и предприимчивости до нужной высоты.

Проблема в том, что этот мотиватор со временем испаряется. У отдельных счастливчиков потому, что доходы бизнеса давно превосходят все мыслимые личные потребности. Купить яхту на еще 15 метров длиннее прежней? Но у этих по крайней мере есть выбор – например, бросить все и уехать в Лондон или Катманду, проедать нажитые миллиарды. Или заняться меценатством.

Куда труднее тем, у кого бизнес так и не стал миллиардным, а желание им заниматься давно улетучилось. В кризис бизнес съежился и приблизился к грани рентабельности, но так и остался единственным источником доходов, а все прочие игрушки, в которые вкладывались былые сверхприбыли, вроде зарубежной недвижимости или ценных бумаг, в лучшем случае обесценились, в худшем – легли на семейный бюджет дополнительной нагрузкой в виде налогов или затрат на поддержание.

Поиск смысла бизнеса важен для всех

Мне часто встречаются такие бизнесмены – потихоньку отвыкающие от былого богатства и комфортного графика, каждый день приезжающие в свои офисы и с тоской наблюдающие, как их предприятия хиреют в условиях дефицита свежих идей, денег, энергии. Они понимают, что нужно что-то делать, и честно пытаются, но их апатия передается сотрудникам, и толку от усилий немного. Они бы продали свои компании, и уехали бы в Таиланд или в Черногорию, но серьезных покупателей на рынке не видали давно, а некоторые бизнесы, например – оптовая торговля, вообще почти неликвидны.

Проблема, однако, шире – даже полные энтузиазма и энергии стартаперы или неунывающие предприниматели со стажем должны четко осознавать, для чего им нужен их бизнес. Ведь любое действие приносит результат только если осмысленно и подчинено ясной цели.

Целей занятия бизнесом не так уж много, и ни одна из них не лучше и не хуже других. Главное не то, насколько высокопарно она сформулирована, а насколько честно. Не обязательно менять мир к лучшему, можно просто стремиться быть самым богатым парнем в городе. Главное – не жить иллюзиями и неуклонно двигаться в сторону намеченной цели.

Из бесед с предпринимателями я выделил следующие цели:

  1. Получать удовольствие от того, чем занимаешься. Такие бизнесы часто вырастают из увлечений или хобби, или из любимой профессии. Главное, чтобы хобби не начало вызывать отвращение из-за того, что им теперь приходится заниматься 24 часа в сутки;

  2. Заработать деньги. Бизнес – главный (или единственный) источник дохода;

  3. Удовлетворение нематериальных амбиций (личный успех, административный ресурс и т.д.)

  4. Желание изменить мир к лучшему.

  5. Желание изменить не мир, но жизнь некоторого количества людей вокруг (в своем городе, районе, на своей улице) к лучшему.

  6. Этот бизнес – лишь одна из идей, вы хотите быть серийным предпринимателем.

Может, не все эти цели благородны, но все – естественны и понятны. Куда хуже, когда предприниматели признаются, что занимаются этим бизнесом потому, что больше ничего не умеют, а учиться поздно, или только потому, что не хотят работать по найму. Многие тащат на себе старый бизнес просто по инерции, порой закрыть его дороже, чем продолжать.

Иногда цель получается сложносоставной – она представляет собой комбинацию из нескольких вышеперечисленных. Но, если вы честно ответите себе на этот вопрос, вы увидите, что некоторые ее аспекты все равно преобладают над другими.

Я бы разделил все цели на две группы:

  1. Вы лично вовлечены в свой бизнес и увлечены им, вам приносит радость ваш труд, у вас каждый день рождаются идеи и вы хотя бы иногда (не только во время выплаты дивидендов) испытываете искреннюю радость от того, чем занимаетесь.

  2. Вы (независимо от уровня вашей активности) эмоционально далеки от бизнеса. Это лишь одна из ваших затей, или единственная, но надоевшая. Или ваша личная цель не сводится к успеху данной компании.

На занятиях по программе «Индивидуальный MBA для предпринимателей»  и при разработке индивидуальных личных стратегий мы постоянно обсуждаем с предпринимателями цели их бизнеса и очень часто обнаруживаем, что они чаще всего не задумываются об этом. Их поведение – цепочка интуитивных, иногда логически непоследовательных действий. Между тем, как в жизни, так и в бизнесе достижение целей возможно только после их тщательной и четкой формулировки.

Из нашего опыта (который, конечно, далеко не охватывает все возможные случаи) мы сделали вывод о том, что у группы 1 и группы 2 должны быть разные стратегии.

Первая стратегия:

Определите для себя, что для вас действительно важно и интересно в бизнесе. Так или иначе, хорошо вы будете делать только это. Многие предприниматели и без наших советов фокусируются только на любимых занятиях в бизнесе, но при этом критически важны три вещи:

Разработка всеохватной стратегии бизнеса, чтобы и все прочие цели и задачи не были забыты;

Разработка плана работы и с «нелюбимыми» задачами. Даже если вы не хотите ими заниматься, кто-то должен это делать, причем в рамках общего плана;

Поиска на «нелюбимые» задачи ответственного сотрудника, которому вы можете доверять. Дайте ему соответствующие полномочия, а свои функции сведите к контролю. Но контроль должен быть обязательно – лучше всего по сбалансированной системе показателей.

Это поможет вам сохранить здоровой психику и не выгореть на работе, так как управление бизнесом не может и никогда не будет состоять исключительно из любимых дел.

Вторая стратегия

Если по какой-либо причине ваш бизнес не вызывает у вас энтузиазма, если вы не готовы вкладываться в него эмоционально, и не пытайтесь. В жизни есть масса других интересных альтернатив, кроме работы по найму. Возможно, вам стоит вдохнуть поглубже, как вы уже делали не раз, решиться и закрыть бизнес. Не исключено, что вам сразу придет в голову свежая идея – как только в ней освободится место для размышлений.

Но если по любым причинам вам не хочется закрывать бизнес, или если этот бизнес у вас не один, то нужно постараться стать максимально независимым от него. В тяжелые кризисные минуты это невозможно, капитан должен быть на мостике. Но если кризис все-таки миновал, и начался унылый дрейф, можно попробовать действовать иначе:

Разработать стратегию. Помимо прочего, четкая стратегия позволяет перенести фокус с ежедневного управления на периодический контроль, хотя бы в какой-то степени;

Ввести совет директоров. Если вы не хотите лично заниматься оперативным управлением, вам нужен кто-то, кто будет помогать вам внимательно следить за тем, как это делает наемный менеджмент. Лучше всего – совет директоров, включающий в себя независимых директоров. Помимо прочего, совет директоров (или комитет по аудиту при нем) должен выполнять еще и контрольно-регулирующие функции;

Составить еще более разветвленную и глубокую сетку сбалансированных показателей, и ввести четкую процедуру контроля. Привязаны ли вы к этому бизнесу или нет, а его не должны украсть или развалить.

Создать сложную систему мотивации для генерального директора. Многие просто привязывают его зарплату к чистой прибыли, но это не выход. Фокусировка только на операционный прибыли задушит все поползновения к развитию, которых, без активного собственника, и так будет мало. В тех системах, которые разрабатывали мы, было от 5 до 7 показателей, из которых не более половины были финансовыми.

Конечно, это довольно общие рекомендации. Однако с незначительными доработками они могут быть применены в различных компаниях. Но это не главное. Главное – это задать себе вопрос: «Для чего мне нужен мой бизнес?» и дать на него максимально честный ответ.

DSC00324-2
Святослав Бирюлин

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:


facebook Twitter Viber LinkedIn_icon 

 

[X]

Подать заявку на консультацию

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Подать заявку на консультацию