Вас интересует стратегия жизни? Вам сюда
Best practice умерли. Да здравствует стратегическое мышление!

Best practice умерли. Да здравствует стратегическое мышление!

Best practice умерли. Да здравствует стратегическое мышление! 21.04.2020

Как пишется большинство американских книг по бизнесу. Некий консультант, или группа консультантов изучает опыт успешных компаний (например, из перечня Fortune 100 или обогнавших по темпу роста рыночной капитализации рост индекса Dow Jones) и ищет нечто, что их объединяет. Вокруг этого «нечто» строится книга и целая методика. Если консультанту повезло, она может прокормить его до конца его дней.

Такими «нечто» в разные годы были: KPI, сбалансированная система показателей, управление по целям, оптимизация бизнес-процессов и т.д. Каждому консультанту хотелось найти свою big thing, чтобы написать бестселлер и «изобрести» новую методику. В основе всех этих big thing лежал общий фундамент – best practice, «лучшие практики». В задачу консультанта входило понять, что самые успешные компании делают хорошо, а затем описать и популяризовать их подход. 

Но этот подход давал трещину и ранее. Вспомните знаменитую книгу Джима Коллинза 1994 года «Построенные навечно», Built to Last (захотите написать книгу – не используйте слово «навечно» в названии!). В ней Коллинз исследует 18 успешнейших (на тот момент) компаний. Среди них есть и те, кто чувствует себя хорошо и сейчас, 26 лет спустя, например, 3M, Procter & Gamble, Johnson & Johnson и другие. Но есть и другие – General Electric, тонущий, словно «Титаник», Wal Mart, ведущий яростную борьбу за жизнь с Amazon, Sony, в последний раз выпускавшей что-то достойное когда-то в каменном веке, Boeing, который еще неизвестно как выберется из скандала с падающими 737 MAX, Motorola и т.д. По понятным причинам там нет Facebook, Google или Amazon – их тогда просто не было, но нет и Apple, которая не попала в книгу потому, что в тот момент была не слишком успешна.

Но сейчас подход best practice стал окончательно неэффективным. По следующим причинам:

1.     Этот подход включает в себя только крупные компании. Но главными «дизрапторами» на рынке в последние десятилетия стали не крупные компании, а стартапы (от Uber до Amazon). Сейчас, конечно, стартапам стало сложнее, так как их поглощают гиганты раньше, чем они успели вырасти, но ключевые инновации исходят часто не от гигантов отрасли.

2.     Этот подход анализирует вчерашний успех. Пока автор собирает материал и пишет книгу, пока читатели изучают и пытаются адаптировать успех к своему бизнесу, идея может безнадежно устареть.

3.     Уже очевидно, что успех плохо пересаживается на чужую почву. Особенно из-за разницы в культурах.

Это не означает, что изучать опыт успешных компаний не нужно – отнюдь. Это расширяет кругозор и подпитывает креативность. Но для управления бизнесом куда важнее становится не знание лучших практик, не изучение книг типа «55 лучших бизнес-моделей», а стратегическое мышление. Команда управленцев, мыслящих стратегически, сумеет найти решения для любой проблемы – даже если подобной проблемы не существовало еще вчера.

Уоррен Баффет говорил: «Не бывает экспертов по будущему, есть только эксперты по прошлому». И чем глубже мы забираемся в XXI век, тем больше его слова становятся пророческими. Скорость изменений просто головокружительна, и вчерашний опыт обесценивается мгновенно. И коронавирус это только ускорит.

Мы уверены, что на смену старым методам стратегического планирования, придуманными McKinsey,Bain или BCG еще в 60-70-х годах прошлого века, придут легкие, адаптивные, удобные и простые методики. Например, разработка стратегии с использованием анализа цепочки создания ценности (хорошо подойдет для малых и средних компаний) или PowerMaps – для более крупных организаций. 

Роль консалтинга тоже изменится (об этом я напишу отдельно). Консалтинг перестанет быть «продажей экспертизы», а станет, скорее, обучением методикам стратегического мышления. Собственно, такой подход я исповедую с первых дней своей работы консультантом, и в этом мы солидарны с Маркусом Гестом, которому я помогаю развивать в России PowerMaps. Консультант – не тот, кто знает больше заказчика, а тот, кто владеет методикой раскрытия внутреннего потенциала компании. Никто не сделает компанию сильнее, кроме нее самой.


Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook Twitter Viber LinkedIn_icon  

Возврат к списку

Оставить
заявку