Вас интересует стратегия жизни? Вам сюда
Архитекторы бизнеса. Пересборка бизнес-модели

Архитекторы бизнеса. Пересборка бизнес-модели

Архитекторы бизнеса. Пересборка бизнес-модели 17.10.2020 В знаменитой книге Остервальдера и Пинье «Построение бизнес-модели» собственно бизнес-модель - это ответ на 9 вопросов по поводу того, как именно организация добивается успеха и зарабатывает деньги. В книге Оливера Гассмана «Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов» автору достаточно четырех.

Предприниматели, пришедшие к пониманию, что их бизнес-модель устарела, часто берут в руки эти или подобные им инструменты, и размышляют над тем, что именно нужно поменять в этих девяти (четырёх, семи - кому как больше нравится) аспектах. С моей же точки зрения делать это надо в самую последнюю очередь.

Моя новая книга «Архитекторы бизнеса. Пересобери свой бизнес за 60 дней» посвящена именно пересмотру бизнес-модели. При этом глава с названием «Бизнес-модель» с соответствующей таблицей - одна из последних. И это не случайно.

Представьте себе некую организацию, застрявшую в аналоговом мире, когда все вокруг давно перебираются в цифровой. Руководство собирается на совещание и разворачивает перед собой тот самый Canvas из книги Остервальдера. В ходе дискуссии рабочая группа приходит к выводу, что, к примеру, старый аналоговый оптовый бизнес нужно превратить в розничный, исключив  посредников из продаж, и омниканальный. Все ответы на все 9 вопросов найдены, и группа расходится с чувством глубокого удовлетворения от проделанной работы. Очевидно, однако, что и через неделю, и через месяц организация будет работать точно так же, как и до этой встречи.

Бизнес-модель - это, скорее, финальная таблица, куда должны быть сведены результаты предшествующей работы. В том числе:

Анализа клиентских сегментов, изучение ценностей и ожиданий клиентов, причем в динамике, с учетом трендов. Мы не можем «назначить» клиентам ценности, которые мы хотим их предлагать. Если мы не грезим о радикальных, переворачивающих рынок инновациях, мы должны следовать за потребителем, а не пытаться навязывать ему свой продукт. При этом мы должны исследовать как существующие сегменты, так и потенциальные.
Анализа самих ценностей. Мы должны отличать гигиенические клиентские ценности от значимых. Например, клиент ожидает, что у банка будет мобильное приложение, но никакой банк уже не может добиться преимущества только за счёт этого. Приложение - гигиеническая ценность, а какая ценность позволила бы банку вырваться вперед - очень непростой вопрос. И искать ответ на него нужно до пересмотра бизнес-модели.
Анализа внутренних процессов. Мы должны понимать, какие процессы в нашей компании создают ценность для потребителя сейчас, и проверить - а смогут ли они делать это и в будущем? Ответ на этот вопрос даст нам понимание того, что именно нам нужно изменить в нашем бизнесе.

Последнее особенно важно. В модели Остервальдера говорится о ресурсах, но ни слова - о процессах. Но бизнес – это в первую очередь процессы, превращающие ресурсы в ценность. Перестройка бизнес-модели - это перестройка бизнес-процессов.

В апреле я принимал участие в одном из многочисленных антикризисных вебинаров. Передо мной выступали две девушки, умненькие и бойкие. Они учили предпринимателей, как можно спастись от кризиса путём пересмотра бизнес-модели. Конечно, бизнес-модель - штука критически важная. Размышления о ней могут принести полезные идеи. Изучение чужих бизнес-моделей может вдохновить на изменения. Но надеяться, что при помощи лишь листочка бумаги, разлинованного на 9 частей, можно сделать бизнес успешнее, не менее наивно, чем пытаться заставить ваши старые «Жигули» ездить быстрее, воображая, что они стали Lamborghini.



Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook Twitter Viber LinkedIn_icon  

Возврат к списку

Оставить
заявку