Что такое – мыслить стратегически в бизнесе?

Что такое – мыслить стратегически в бизнесе?

Что такое – мыслить стратегически в бизнесе? 08.09.2019 Принято считать, что стратег – это человек, видящий будущее. Некий визионер вроде Стива Джобса или Джеффа Безоса, или бизнес-ковбой наподобие Ричарда Брэнсона. Безусловно, дальновидность присуща всем сильным стратегам, но это лишь часть их особенности мышления. Причем, возможно, не самая главная.

Мне очень нравится одна метафора – невозможно рассмотреть горизонт через свернутую в трубку газету. В каждый момент времени вы увидите отдельный фрагмент, но эти фрагменты не сложатся в общую картину. Для общей картины нужно посмотреть на горизонт без газеты. Возможно, некоторые детали выпадут из вашего внимания, зато целостная картина будет ясна. Хороший стратег, человек, мыслящий стратегически, умеет смотреть и так, и так.

Многие бизнесмены или управленцы страдают от «бизнес-близорукости» или «бизнес-дальнозоркости». Первые, «близорукие», это микроменеджеры, микробизнесмены, чересчур утонувшие в деталях. Такие люди часто создают маленькие бизнесы или бизнесы одного продукта. Под последним я понимаю бизнес, выросший вокруг одной удачно найденной идеи, одного продукта, но который съежился затем вместе с рынком – а большинство рынков так или иначе либо съеживаются, либо страдают от гиперконкуренции. Создав один удачный продукт, они считают себя успешными и продолжают пытаться заработать на нем, даже когда это становится почти невозможным. Любые другие идеи у них «не взлетают».

«Дальнозоркие» – это визионеры с бардаком в операционной деятельности. Однажды я беседовал с директором компании, мечтавшем превратить свою «сеть складов» (в реальности – 5 штук в миллионниках) в 3PL-оператора. Позже я узнал, что складской учет в компании ведется в Excel, только один из складов с натяжкой можно отнести к категории «А», и до 3PL-оператора им как до луны. Это – бизнес-мечтатели.

Человека, по-настоящему мыслящий стратегически, обладает гибкой «оптикой», и умеет видеть и общее, и частное. Один из весьма успешных управленцев говорил мне, что он «просто видит» всю картину, не зная, как это получается. Его очень удивляло, что другие видят как-то иначе. Я тоже обладаю таким зрением, оно было у меня всегда. Но это не редкий дар вроде абсолютного музыкального слуха, его можно выработать и развивать.

Что такое «гибкая оптика»? Представьте совещание, на котором обсуждаются какие-то на первый взгляд не очень значительные вопросы, например недостатки WMS и плохую работу call-центра. Для большинства менеджеров это рядовые вопросы, создающие им неудобства в работе, но стратег увидит их как две части одного целого – цепочки создания ценности. Более того, он увидит их в контексте развития рынка и сможет понять, насколько они серьезны с точки зрения направления и динамики развития конкуренции. То есть он сможет оценить их приоритет – действительно ли это рядовые проблемы или им нужно поставить высочайший приоритет.

Другой пример – кто-то из топ-менеджеров приносит идею, увиденную им на другом рынке. Стратег может не только оценить потенциал задумки, но и понять, каких ресурсов внутри компании она потребует, и есть ли эти ресурсы в наличии. Он может мысленно протянуть цепочку причинно-следственной связи от потребителя до достаточности профессиональных компетенций на низших слоях управления.

Развивать стратегическое мышление в бизнесе можно и нужно. Для этого пригодятся такие методики, как картирование потоков ценности, а еще лучше – куда более совершенный метод PowerMaps, который я и мои партнеры развиваем в России и о котором я уже писал. Еще одним хорошим «расширителем сознания» является подход 7S компании McKinsey. Несмотря на то, что это, скорее, не прикладной инструмент, а красивая концепция, мышление в духе 7S помогает не просто сформулировать стратегию, а понять, каким образом стратегические решения должны «растекаться» внутри компании, и как именно самые различные аспекты деятельности компании могут помочь реализовать стратегию или, наоборот, препятствовать этому.

Подробнее о развитии стратегического мышления в бизнесе и о развитии стратегического мышления в жизни я буду писать в следующих постах. Не забывайте подписываться.

Святослав Бирюлин

Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook Twitter Viber LinkedIn_icon  

Возврат к списку

Оставить
заявку