«Доказательная медицина» в бизнес-литературе

«Доказательная медицина» в бизнес-литературе

«Доказательная медицина» в бизнес-литературе 15.06.2021 Почему чтение бизнес-книг помогает меньше, чем хотелось бы?

Давайте умозрительно сравним число выпускаемых книг и статей о бизнесе и количество реально успешных бизнесов. Все эти книги и статьи кто-то читает, иначе их не писали бы. Возможно, я ошибаюсь, но почему-то у меня не сложилось впечатления, что все эти чтения однозначно конвертируются в успех. И, кажется, я понимаю почему.

Почти вся бизнес-литература, в первую очередь американская, пишется по принципу «доказательной медицины», то есть на основе кейсов. Кейсы бывают трех типов:

Предприниматель описывает свой реальный успешный опыт (например, «Доставляя счастье» Тони Шея)
Консультанты (журналисты) изучают сотни успешных кейсов и ищут, что у них было общего (например, книга «Построенные навечно» Джима Коллинза)
Консультанты (журналисты) пытаются найти уникальные, передовые, прорывные компании и препарировать их методы.

В первом случае предприниматель описывает уникальный опыт, который невозможно повторить. Нельзя прочесть книгу Тони Шея и сделать еще одну «Zappos». Во-первых, для этого нужны ингредиенты, которых у читателей нет: сам Тони Шей, рынок труда Лас Вегаса, интернет-рынок образца 1999 года, и многое другое. Во-вторых, успех любого бизнеса – насколько сложное сочетание тысяч мелких факторов, что даже тот, кто привел бизнес к успеху, не до конца понимает их все (что никак не умаляет его достоинств).

Во втором случае наличие общего опыта тоже не гарантирует успеха. Исследователь находит 100 успешных компаний и спрашивает CEO какие управленческие практики он используют. Как правило, в формате интервью. И если вдруг находится одна общая для всех, исследователь делает вывод – в этом-то все и дело! Но торопиться не стоит.

Возьмем, к примеру, вовлеченность. Допустим, 100 компаний активно работали над вовлеченностью, и все 100 добились успеха. Есть ли тут причинно-следственная связь? Не факт. Подобное когнитивное искажение называется «ложной причинно-следственной связью», fallacy of false cause. Если два события произошли одновременно, они могут быть связаны между собой, но не факт, что одно – следствие другого. Например, львиная доля компаний в России уже освоила управленческий учет и бюджетирование. Если мы возьмем 100 очень успешных компаний, там, скорее всего, есть и то, и другое. Но можно ли на основании этого делать вывод, что причина успеха в управленческом учете?

Более того, для чистоты эксперимента следовало бы поискать еще 100 неуспешных компаний, также практикующих вовлечение и управленческий учет. Если бы нам, несмотря на месяцы поисков, так и не удалось бы найти ни одной, возможно, в этом весь секрет. А вот если бы мы нашли 40, 50 или более компаний, которые все это делали, но не процветали, наши выводы о связи вовлечения и роста были преждевременными.

Третий метод тоже имеет свои изъяны. Стороннему человеку, да еще и без собственного бизнес-опыта (а книги, как правило, пишут научные работники) очень сложно разобраться в успехе даже одной компании. Успех – очень многофакторная модель. На нее влияют далеко не только внутренние факторы – мотивация, стратегия, вовлеченность, ресурсы и так далее. Внешняя конъюнктура влияет в не меньшей степени, и вместе эти две силы могут как толкать посредственную команду вперед, так и тянуть блестящую команду назад. Если бы секрет успеха в бизнесе был бы раскрыт, все были бы успешными.

Помимо этого, нужно принимать во внимание скорость, с которой такие книги доходят до читателя. Несколько лет исследований, написание книги, тираж, распространение. Перевод на другие языки. В 2021 году такие книги будут рассказывать о предпандемийном опыте, сделать книгу быстрее очень сложно.

На мой взгляд, будущее за литературой, которая помогает расширять кругозор, вдохновляет и помогает взглянуть на очевидные проблемы под новым углом. Изучение чужих кейсов полезно, но все же бизнес — это не объем знаний, а образ мышления и открытость всему новому. Мой метод People-Based Strategy основан не историях успеха бизнесов, а на практическом опыте разработки стратегий в компаниях среднего размера. И потому я в нем уверен.

Напоминаю, что аудиоверсии статей вы можете слушать в моем телеграм-канале https://t.me/sapcons



Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:



Возврат к списку

Оставить
заявку