Мифы о стратегии

Мифы о стратегии 08.05.2021 Поскольку я много пишу и рассказываю о стратегии, я часто слышу вопрос: «Как можно заниматься стратегическим планированием в столь быстро меняющемся мире?». Я всегда уточняю, что понимают мои собеседники под словом «стратегия», и это почти всегда оказывается «толстый документ с планами на три года вперед». При этом в их представлении после утверждения документа прикасаться к нему уже нельзя. Утвердили, согласовали, отлили в бронзе и работаем, хоть камни с неба.

Не знаю, если честно, откуда берутся такие мифы о стратегическом планировании. Когда я слышу такое, я всегда спрашиваю, сколько стратегий мой собеседник лично разработал и реализовал. Угадайте ответ – конечно, ни одной.

Я читаю модуль «стратегия» на программе АНД и как корпоративный курс. И я вижу, какая каша порой варится в головах слушателей. У них есть (откуда-то) стойкое убеждение, что стратегия – это нечто вроде Госплана, при этом из каждого утюга им твердят, что нужно быть очень «гибкими». Где золотая середина они не понимают.

Организация, не заглядывающая в долгосрочное будущее, обречена. Организация, представляющее себе свое будущее в виде диаграммы Ганта на 5 лет вперед, обречена тем более. Но это не значит, что между этими двумя крайностями – вакуум.

Моя система стратегического управления PBS, People-Based Strategy, построенная на основе множества проектов по разработке стратегии, позволяет планировать стратегически, мыслить стратегически, действовать стратегически, оставаясь при этом гибкими. В ней есть инструменты и «жесткого» планирования, но они касаются вещей, на создание которых объективно должны уходить годы. Их список обычно невелик. Большинство стратегических планов относятся к элементам мягкого планирования, и могут быть быстро адаптированы к меняющимся условиям.

Главное – не иметь стратегию, а понимать принцип ее построения и уметь это делать. Стратегия это, в сущности, логическая цепь рассуждений, связывающая между собой внешние факторы (клиентов, конкурентов, среду) с внутренними действиями. Понимая ее логику, топ-менеджеры могут адаптировать стратегию так часто, как это действительно необходимо. Чрезмерно увлекаться этим крайне опасно, иначе компанию будет постоянно заносить, а сотрудники будут дезориентированы. Но если ситуация вокруг поменялась (не обязательно негативно – возможно, открылись новые возможности), глупо держаться старых планов.

Именно поэтому после пяти лет непрерывной работы я пришел к понимаю, что самый эффективный формат разработки стратегии – это тренинги-сессии. На них я не только рассказываю теорию вопроса (ее там, как раз, немного), но и помогаю менеджерам прямо в режиме реального времени разработать стратегию своего бизнеса. Через несколько таких сессий у компании есть и все необходимые стратегические документы, и обученные сотрудники, способные в случае необходимости пройти этот путь своими силами.

К сожалению, многие классические учебники по стратегии (как правило, довольно старые) содержат в себе множество инструментов, обычно в форме таблиц, каждая из которых понятна в отдельности, но из них не складывается общая система. За пять лет практики я разработал свой подход, повторяющий классический с точки зрения общей логики рассуждений, но гораздо более простой по форме и подходящий даже команде, никогда раньше никаких стратегий не разрабатывавшей.

Аудиоверсию этой и других статей вы можете скачать или послушать по ссылке: https://bit.ly/2AeIRyG



Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:



Возврат к списку

Оставить
заявку