Мы не умеем управлять

Мы не умеем управлять

Снова о наболевшем – о том, что искусством управления бизнесом в наших широтах почти никто не владеет, и, что самое ужасное, и не обучается. 

Возьмем, к примеру бизнесмена, владельца среднего бизнеса. Допустим, зовут его Виталий, что, впрочем, совершенно неважно, ибо Виталий – персонаж вымышленный. Виталий создал бизнес так давно, что еще застал время, когда производство не справлялось с заказами.

Несколько лет назад Виталий прочел, что у фирмы должны быть BHAG – Big Hairy Audacious Goals, или «большие волосатые дерзкие цели». У самого Виталия «бихагов» полно, и у его бизнеса тоже. Правда, пока бизнес находится в смысле достижения целей примерно там же, где он был когда Виталий прочел книгу. Свою задачу Виталий видит в том, чтобы заразить «бихагами» всех сотрудников. Виталий работает над этим, ведя с сотрудниками долгие вдохновляющие беседы. Сотрудники слушают (ведь у них нет особого выбора), но когда Виталий наконец дает слово им, они почему-то быстро переводят разговор в сторону зарплат и бонусов, и Виталию от этого сразу делается скучно.

Непосредственные подчиненные Виталия называются «топ-менеджеры». Когда бизнес Виталия дорос до того, что в компании появились люди с должностью «директор», Виталию казалось, что эти люди придут и подхватят, возьмут на себя множество задач, поведут его бизнес к новым вершинам. Но пока что Виталию все равно приходится принимать большинство решений самому, так как «топ-менеджеры» без конца совещаются, но решить ничего почему-то не могут. Пару раз Виталий заглянул к ним на совещания, послушал, как они грызутся, выясняя, кто виноват в очередном невыполнении плана, и решил туда больше не ходить. Иногда, когда Виталий допоздна засиживался в офисе, он обнаруживал, что компанию ему составляли его директора, а их подчиненные, судя по всему, давно были дома.

При этом Виталий, для расширения кругозора, часто ездит за границу, и посещает зарубежные компании. К его удивлению, большинство из них свои планы выполняет и устойчиво растет, но в офисе почему-то никто после 17 не сидит. Разговаривая с европейскими коллегами, Виталий узнает, что те не сидят без дела, но во многих вопросах они полностью полагаются на своих топ-менеджеров. Поскольку Виталий давно мечтает отойти от оперативного управления, он думает, как бы ему заполучить таких же топ-менеджеров к себе. Чтобы на них тоже, наконец, можно было положиться. Размышляя о разнице между европейскими и постсоветскими топ-менеджерами, он приходит к выводу, что разница в «менталитете».

И, разумеется, он не прав.

Разница в том, что во множестве компаний на просторах бывшего СССР почему-то никто не считает менеджмент, то есть управление, своей задачей.

Собственники бизнеса читают книги знаменитых визионеров, грезят о великом, мыслят концепциями, эпохами, катаклизмами, миллиардами, но все время при этом почему-то хотят «отойти от оперативного управления». Из личного опыта замечу, что из желающих отойти подходили к нему как минимум далеко не все.

Те, кто называются «менеджерами», по замыслу Создателя должны заниматься тем, что называется management, управлением. Википедия (кстати, на русском языке там статьи под названием «менеджмент» нет. И правда, зачем русскоязычным менеджмент? Это для пиндосов все) определяет его так: Management includes the activities of setting the strategy of an organization and coordinating the efforts of its employees to accomplish its objectives through the application of available resources, such as financial, natural, technological, and human resources. В переводе на русский это звучит так: «Менеджмент включает в себя действия по разработке стратегии организации и координации усилий ее сотрудников для достижения поставленных целей путем использования доступных ресурсов, таких как финансовые, природные, технологические и человеческие».

А теперь вопрос, уважаемые знатоки – как давно в последний раз ваши топ-менеджеры разрабатывали стратегию? Ну по-настоящему, не высмеивая ваши «бихаги» в курилке, а сидели и рисовали планы, графики, бюджеты, проекты? Правильный ответ, уважаемые знатоки, никогда.

Ладно, черт с ней, со стратегией, возьмем что попроще. Какой в любой компании самый популярный управленческий инструмент? Правильно, годовой бюджет. Но ведь бюджет – это цель, к которой надо добежать, а не план ее достижения. Где в бюджете написано, как именно топ-менеджеры планируют «координировать усилия ее сотрудников для достижения поставленных целей путем использования доступных ресурсов»? Они не знают, как будут выполнять план, поэтому планы никогда и не выполняются. Они не координируют действия сотрудников, а замыкают все решения на себя, потому что боятся. Боятся, что кто-то там, внизу, окажется умнее и сильнее их. В итоге так и живут частные компании – собственник думает о высоком, а топ-менеджеры закопались в мелочах. Управлять бизнесом некогда. И некому.

Иногда собственник неуклюже ковыряется в этом муравейнике большой и неэффективной дубиной, которая называется «материальная мотивация», но обычно делает только хуже. Очень подробно об этом тут.

У нас очень популярен Нассим Талеб, потому что он, якобы, учит бессмысленности составления долгосрочных планов. У нас очень популярен agile, потому что, якобы, учит не планировать дальше, чем до обеда.

Менеджмент – это очень скучно, но это необходимо. Чтобы отойти от оперативного управления, к нему нужно сначала прийти. Если на полноценную стратегию сил нет, то хотя бы научиться системно планировать на год и на месяц вперед. Поставленные цели (бюджет) раскладывать на планы, задачи, проекты – с ресурсами, сроками, ответственными. И контролировать – каждый день, каждый месяц не просто сверять план по прибыли с фактом, а следить, чтобы все задачи из плана выполнялись. И разбираться, если они не выполняются. И докручивать процессы, чтобы выполнялись.

Не очень романтично, соглашусь. Куда интереснее читать про Илона Маска. Но другого варианта, мне кажется, нет. Я не знаю других способов добиться успеха в современном мире, кроме как много работать. Да, хорошие, прорывные идеи тоже нужны, но если в компании нет менеджмента, до рыночной реализации они не доживут.

Если вам нужна помощь в постановке планов, вы можете написать нам через кнопку обратной связи на сайте www.sapcons.ru. А если вы чувствуете, что вам или вашим сотрудникам не хватает знаний о менеджменте, может, вам пригодится наша «Школа директора»


Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook Twitter Viber LinkedIn_icon  

Возврат к списку

Оставить
заявку