Лавры UBER не дают покоя предпринимателям по всему миру. Один из крупнейших стартапов в мире – миллионные инвестиции, планетарный масштаб – поражает кажущейся простотой своей бизнес-модели. В сущности, всего лишь мобильное приложение – а столько шуму. Правда, убыток за первое полугодие в 1,5 миллиарда долларов, но ведь «единорогу» вроде как и не положено быть прибыльным. Идеи Трэвиса Каланика настолько очаровали публику по всему миру, что появился целый глагол – «уберизировать». Александр Мамут вкладывает деньги в «уберизацию» грузоперевозок, попытки создать «новый UBER» возникают на рынке парикмахерских услуг и продажи стройматериалов. Однако при всей перспективности самой идеи слишком очаровываться ею не стоит – «уберизировать» можно далеко не все и не везде, поэтому чрезмерно увлекаться этой идеей так же опасно, как игнорировать ее.
В конце данной статьи мы постарались составить свой перечень необходимых условий, при которых бизнес подлежит «уберизации». Если эти условия не выполняются, то попытка «уберизации» может принести больше вреда, чем пользы. Но сначала немного истории, примеров и рассуждений.
Сама идея «уберизации» (правда, она тогда так не называлась) родилась вместе с Интернетом. Когда Сеть стала массовым явлением, казалось вполне логичным использовать ее для связи тех, кому что-то нужно, с теми, кто может это предложить. Способов монетизации модели было три – брать процент от транзакций, пытаться продавать рекламу либо делать услугу платной, или для покупателей, или для продавцов (например, в форме подписки или платы за рекламу услуг). То тут, то там возникали сервисы по поиску водопроводчиков, дизайнеров, владельцев ГАЗелей и т.д. Правда, мало какие из них закрепились и стали действительно успешными. Проблем оказалось несколько:
Несколько лет назад я прочел в журнале о стартапе молодого парня – он отправлял москвичей в Рязань лечить зубы, так как там это дешевле почти вдвое. Он не просто подбирал вам клинику (то есть «уберизировал» поиск), но и оказывал дополнительный сервис – билеты, такси в Рязани и т.д. Вся коммуникация велась через сайт, мобильные приложения тогда только зарождались. Но я воспользовался его услугами лишь однажды, поскольку в первый же мой визит в рязанскую клинику мне выдали там дисконтную карту на 10% и очень попросили впредь обращаться к ним напрямую. То есть клиника сознательно подрывала бизнес человека, который приводил ей клиентов. Мораль – создайте в России удобный сервис для водопроводчиков, мастеров маникюра, уборщиц, маляров или вэб-дизайнеров, который будет постоянно подгонять им новые заказы и рекламировать их, – и они все равно будут постоянно пытаться обмануть вас, чтобы не платить комиссию.
«Уберизация» более сложных и комплексных сервисов, таких как ремонт квартиры, шла еще хуже. В силу сложности услуги заказчик и подрядчик не могли обсудить все ее параметры на сайте. Для определения объема и стоимости работ им нужно было встретиться лично, что означало – прощайте ваши комиссионные, они договорятся без вас. Время от времени то в одном городе, то в другом возникал такой сервис, но если они и дожили до наших дней, то до масштабов UBER им как до Луны. Правда, Илья Осколков-Ценципер запустил онлайн-проект для ремонта «Сделано», но это сервис, в котором заказчик получает исключительно типовой ремонт и не может влиять на нюансы.
Зато идея «выстрелила» в такси, причем еще до UBER, Gett или Яндекс.Такси. Первые мобильные приложения по вызову такси появились в Москве году в 2010-м. Правда, их основатели не были так очаровательны, как Трэвис Каланик, и потому они не «подняли» миллиардные инвестиции. Хороший пример «уберизации» (кстати, еще до триумфа UBER) продемонстрировали сервисы типа BlaBlaCar или Airbnb. Недавно на одной бизнес-тусовке предприниматель рассказывал о своем пока небольшом, но успешно развивающемся сервисе по ремонту iPhone. Сам сервис представляет собой лишь «оболочку», обеспечивающую комфортную и простую связь между владельцами сломанных телефонов и мастерами, при этом сервис работает почти без участия людей, а рейтинги обеспечивают контроль качества. Рынок бесплатных объявлений тоже успешно «переехал» в онлайн. Однако на некоторых рынках «уберизация» хоть убей пока не получается.
Некоторое время назад в одной из компаний мы выстраивали сервис быстрой доставки «ГАЗелями». Этот проект не был «уберизацией» в прямом смысле, но некая система рейтингов была его частью. Водители, которые доставляли груз без жалоб от клиентов в течение дня и приезжали наутро на склад, чтобы сдать полученные от клиентов деньги в кассу, гарантированно получали на следующий день заказы. Так мы поощряли тех «газелистов», кто работал хорошо. Работаешь хорошо и четко – всегда получаешь от нас заказы. Расценки у нас был вполне среднерыночные, работа – самая обычная. Все «газелисты» были владельцами своих машин, то есть работали сами на себя.
К нашему удивлению, дисциплина среди водителей все равно оставляла желать лучшего. Водители могли активно отработать неделю, а потом впасть в экзистенциальное состояние или в тоску и не появляться на складе несколько дней. Если им подворачивался более выгодный разовый заказ на стороне, они, наплевав на все рейтинги, бросались исполнять его, ставя под угрозу свою репутацию у нас. И это при том, что они вечно жаловались на недостаток средств и на непостоянство заказов. Выгодный, но разовый заказ сейчас казался им важнее выстраивания долгосрочных отношений с нами. Словом, система рейтингов и самомотивация водителей как предпринимателей не исполняла своих функций – каждый день нам не хватало машин, а сформировать постоянный костяк «проверенных» водителей не получалось. В головах россиян, особенно среди не самых просвещенных слоев населения, не всегда присутствует четкая причинно-следственная связь между желанием заработать и необходимостью усердно трудиться. Надежды на то, что «газелисты» будут классическими «экономическими агентами», то есть будут действовать рационально, преследуя очевидную выгоду, не оправдались.
Другой мой знакомый создал приложение, позволяющее найти автомойку, где меньше очередь, и записаться на нее через приложение. Идея – на миллиард, это понимает всякий, кто стоял в очереди, чтобы помыть машину. Но стартап разбился о жадность владельцев моек. Предполагалось, что они будут честно «сообщать» приложению о том, сколько машин сейчас в очереди и сколько времени придется ждать клиенту, если он приедет. И, конечно, они понимали, что если они сообщат приложению правду, то останутся без клиентов. Поэтому в приложении их мойки всегда выглядели пустыми. Радостные клиенты бронировали услугу и мчались на мойку, где видели длинную очередь, и, чертыхаясь, «сносили» приложение. Приятель попробовал автоматизировать сбор информации об очередях, но это оказалось слишком сложно и дорого.
Еще один знакомый пытался ввести рейтинг поставщиков. Он не хотел тратить время на решение проблем с поставщиками, он мечтал, чтобы поставщики, привозящие товар не вовремя, или не тот товар, или не туда, – попросту «отлучались» от права поставлять ему товар. За счет этого он хотел сэкономить на отделе закупок. Проблема оказалась в том, что ВСЕ поставщики в его отрасли были непунктуальными и неэффективными. Какие-то хуже, какие-то лучше, но в целом наладить сервис так, чтобы за поставщиком не нужно было приглядывать, чтобы не нужно было решать с ними проблемные вопросы, оказалось невозможным.
Ваш бизнес может быть «уберизован», если выполняются все следующие условия (ну или хотя бы большинство):
Когда-то все интернет-деятели болели идеей Web 2.0. Напомню, тогда считалось, что Интернет устранит потребность в профессиональных создателях контента. Весь контент будут генерировать пользователи. Съездил на отдых? Написал отзыв и снял красивые фото. Стал свидетелем интересного события? Сделал видеорепортаж и выложил в сеть.
Сбылись ли эти прогнозы? И да, и нет. Огромное количество контента создается пользователями, но спрос на профессиональный контент если и снизился, то несильно. Хорошие статьи, фото и видео профессионалы пока делают лучше любителей, и пользователям это нравится.
Идеи «уберизации» тоже найдут свою нишу, где будут успешно расти и развиваться. Вероятно, число отраслей, которые научатся применять их, со временем увеличится. Но время «всеобщей уберизации» не наступило – по крайней мере, сейчас. Поэтому «уберизировать» нужно только то, что хорошо и корректно «уберизируется».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!
Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только: