Вас интересует стратегия жизни? Вам сюда
Почему best practice порой так плохо работает?

Почему best practice порой так плохо работает?

Почему best practice порой так плохо работает? 30.06.2020 Имя Жозе Моуриньо известно даже далеким от футбола людям. Этот, без сомнения, великий тренер выиграл множество призов. Что делает тренера великим? Его знания. Его интеллект. Его опыт. Видение. Умение подбирать игроков и мотивировать их на результат. В общем-то, примерно то же, что делает великим предпринимателя или управленца. Мы привыкли думать, что все эти знания и навыки со временем только совершенствуются.

Но что удивительно в карьере Моуриньо – так это то, что долгий пик его карьеры пришелся на период с 2001 по 2015 годы, то есть от момента, когда ему было 38 лет до того момента, когда ему исполнилось 52. Потом «особенный» – так он называл сам себя и так его называли многие, – не оставил тренерскую работу, и не скатился в низшие футбольные лиги. Он работал с «Манчестер Юнайтед», а сейчас тренирует «Тоттенхэм Хотспур», это клубы Английской премьер-лиги, одного из ведущих европейских чемпионатов. Но статей о великих достижениях «особенного» в этот период не найдете – потому что их не было.

Можно, конечно, списать все на возраст, на усталость или потерю хватки. Но Моуриньо далеко не старик, для такой работы 57 лет – прекрасный возраст. Он очень честолюбив, и ему не занимать мотивации. Почему же у него вдруг перестало получаться?

Нам свойственно переоценивать роль личности в истории. В том числе роль предпринимателя или управленца в бизнесе. Стив Джобс создал Apple. Ли Якокка спас «Крайслер». Джек Уэлч сделал General Electric великой. Но мы не знаем, что бы сделали и чего бы достигли эти, без сомнения, выдающиеся личности, окажись они в другое время или в другом месте. Создал бы Джобс компанию Apple, родись он в Сирии, откуда родом его отец? Стал бы Джек Уэлч столь известным управленцем, если бы время его управления совпало бы не с долгим периодом экономического роста в США, а с упадком?

Мы этого не знаем и никогда не узнаем. Но, я думаю, мы можем с уверенностью сказать, что внешняя среда и стечение обстоятельств играют в успехе бизнеса не менее важную роль, чем дар предвидения, воля или креативность его создателя.

Причем здесь best practice? Притом, что, изучая чужой опыт, мы не учитываем (а иногда и не можем учесть) всех обстоятельств, в которых этот опыт складывался. Учиться нужно у лучших, и потому в поисках примеров для подражания мы логично смотрим в первую очередь в сторону западных компаний. Но достаточно ли мы знаем о внешней среде, в которой создавались или росли успешные компании из, скажем, США, чтобы судить о том, насколько их опыт может быть применен в наших условиях?

Успешный бизнес – это далеко не только гений основателя или генерального директора. На успех влияют сотни факторов, не зависящих от них ни в малейшей степени. Приведу лишь несколько очевидных примеров.

Культура потребления. В США и некоторых странах Европы покупатели готовы выбирать продукцию отдельных фирм только потому, что ни сам продукт, ни процесс его производства не наносит ущерба окружающей среде. В нашей стране это пока интересует, в основном, молодых людей из крупных городов.
Рынок труда. Найти опытного и мотивированного топ-менеджера в западных странах проще. Даже в перенаселенной Москве поиск вменяемого топ-менеджера можно сравнить с поисками клада в морских пучинах.
Рынок капитала. Сравнительно легкий доступ к дешевому капиталу часто побуждает предпринимателей смелее запускать более рискованные проекты.

Рынок труда в данном случае играет очень важную роль. Успех реализации любой идеи по организационному развитию зависит от того, в какой среде она реализуется. Как я уже не раз писал, признание всех людей равноправными еще не делает всех людей одинаковыми. Трудовые культуры Москвы, Ташкента или Любляны отличаются друг от друга, и с этим нельзя не считаться. Никакая из них не хуже или не лучше других, но они разные в том смысле, что взаимные ожидания руководителя и работника друг от друга отличаются, и это необходимо принимать во внимание.

Предприниматели в России часто демонстрируют подход к решению любых проблем, который я называю «инженерным». Сталкиваясь со сложностью, они ищут «учебник», в котором описан «инструмент», то есть конкретное, пошаговое руководство по устранению подобных проблем. И они отыскивают его в книгах или кейсах в бизнес-школах, а затем пытаются применить без учета особенностей внешней среды. То есть опираются на best practice.

Ицхак Адизес писал для Harvard Business Review:
«Главная задача менеджмента в наши дни — управление изменениями… Я считаю, что российские менеджеры не успевают адаптироваться к современным реалиям, не говоря уже о том, чтобы активно меняться. Руководители до сих пор пытаются изучить и применить теорию, которую преподают в ведущих бизнес-школах Запада. С моей точки зрения, это неправильно, поскольку бизнес-школы, как любая бюрократическая система, сами развиваются слишком медленно. Они не ориентированы на поиск нового, а, скорее, анализируют старое, изучают, как компании добивались успеха в былые дни».

Профессор MIT, посетивший Россию в 2010 году вместе с коллегами, вспоминал, что их все время спрашивали «во что России следует инвестировать, чтобы догнать конкурентов в таких отраслях, как нанотехнологии, биотехнологии и вычислительные науки», но упорно игнорировали другие советы американцев – например, по созданию благоприятных условий для коммерческой деятельности. Уставший от этих вопросов, один из американцев в конце концов воскликнул: «Вы хотите молока без коровы!».

Успех любого бизнеса (и созданного вами, и того, о котором вы читаете в книге) – это результат благоприятного сочетания внешних факторов и внутренних усилий. Копировать технологические решения столь же бесполезно, как внедрять передовые HR-практики без оглядки на среду. Не учитывая обстоятельства, в которых practice стала best, и без четкого понимания, какую «поправку на ветер» вам следует сделать для вашего конкретного случая, применение лучших практик может принести больше вреда, чем пользы.

В своей новой книге «Архитекторы бизнеса. Пересоберите свой бизнес за 60 дней» я пытаюсь дать читателям решение проблемы – как увязать внешнюю среду с внутренними преобразованиями. Книга выйдет в июле. Следите за новостями, а для этого не забывайте подписываться на страницу в Facebook, на рассылку (подписаться можно тут: https://www.sapcons.ru/subscribe/) или на Телеграм-канал: https://t.me/sapcons. Отныне статьи будут дублироваться в аудиоформате – для тех, кто больше любит слушать, чем читать. Слушайте их тут: https://bit.ly/2AeIRyG




Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook Twitter Viber LinkedIn_icon  

Возврат к списку

Оставить
заявку