На рисунке приведена упрощенная цепочка ценности условного онлайн-фотобанка, в котором пользователь может хранить и обрабатывать свои фото. Каждый кружок в цепочке – это один из элементов создания ценности. Понятно, что для создания фотобанка нужен компьютерный код, сервера (ЦОД), которые должны быть подключены к электропитанию. Сайт должен размещаться на платформе, в которой должна быть предусмотрена CRM для автоматической обработки запросов. И так далее.
В нижней половине карты расположены элементы, скрытые от потребителя. Когда вы заходите на сайт, вы не знаете, на какой платформе он написан и на каком сервере лежит. Следовательно, это элементы, слабо влияющие на потребительскую ценность (но это не означает, что от них можно отказаться). При этом видимая часть сайта (функционал в верхней половине рисунка) – это то, что влияет на выбор потребителя и влияет на его ценность самым непосредственным образом.
При этом в левой части рисунка располагаются элементы цепочки, которые находятся на стадии зарождения и кастомизации. Фотобанки только появляются, стандарты еще не сформированы, потребительская база растет. В правой же части рисунка сосредоточены уже более коммодитизированные элементы. Например, чтобы создать сайт, не нужно создавать свой ЦОД (центр обработки данных), такие услуги легко купить на открытом рынке. А уж электростанцию для обеспечения себя питанием тем более.
Какой вывод можно сразу сделать, глядя на карту?
Необходимо инвестировать в ценность. Как в создание новой, дополнительной ценности, так и в поддержание уже существующих. Конкуренция на рынке будет толкать
Такие вещи, как ЦОД, электричество, CRM лучше не создавать самим – не держать штат и технику. Лучше передать их на аутсорсинг;
В некоторые элементы, такие, как компьютеры и платформу, необходимо инвестировать, чтобы повысить их эффективность.
Таким образом, за 3-4 часа работы практически любая команда топ-менеджеров может сделать первый шаг в направлении разработки стратегии и создать первую PowerMap, карту, очевидные преимущества которой:
Она понятна всем топ-менеджерам, она очень наглядна и позволяет увидеть всю компанию изнутри, причем в разрезе клиентских ценностей;
Она дает пищу для размышлений – от чего можно отказаться (или передать на аутсорсинг), а во что нужно вкладывать средства;
Она позволяет менеджерам, не сталкивающимся непосредственно с клиентами, четко увидеть, какой вклад они вносят в общую ценность.
Конечно, составлением одной такой карты процесс стратегического планирования не исчерпывается, в нем еще много стадий. Но самый первый шаг всегда дает мощный толчок и к сплочению команды, и к дальнейшей разработке стратегии.
Хотите, чтобы и у вас появилась такая карта? Обращайтесь!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!
Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только: