PowerMaps – новый инструмент планирования

PowerMaps – новый инструмент планирования

PowerMaps – новый инструмент планирования На западе PowerMaps сравнивают по эффекту, который этот инструмент произведет в ближайшее время в мире, с Agile. «Силовые карты» составляют в Amazon и в правительстве Великобритании. До России PowerMaps тоже уже добрались.

Как консультант по стратегии, я знаю, с какими основными сложностями сталкиваются компании, решившие разработать стратегический план. В первую очередь это сложности с созданием общей картины в головах участников процесса, топ-менеджеров.

В российской управленческой практике топ-менеджер – это чаще всего не стратег, а операционный директор. Он отвечает за «порядок» в своем подразделении. Директор по логистике разбирается в логистике, HR-директор в персонале, финансовый директор – в финансах, коммерческий в каналах сбыта. Если в компании прогрессивный менеджмент, то там есть даже директор по маркетингу, который разбирается в клиенте. Но ни у кого из них в голове нет цельной картины. Компания – это сотни переплетенных процессов, которые должны, по идее, быть направлены на удовлетворение потребителя. Но поскольку никто из них не видит картины целиком, они напоминают мудрецов из басни, ощупывавших слона. Одному слон кажется хоботом, другому – ногой.

PowerMaps, или, в западном варианте, Wardley Maps, в честь их изобретателя Саймона Уордли, помогают решить эту проблему очень эффективно и изящно. Всю методику PowerMaps по построению стратегических силовых карт в одной статье не изложишь, но первый этап, который пионеры PowerMaps в России (среди которых и автор этих строк) называют «Владение обстановкой», я здесь опишу.

Первую силовую карту составляет команда топ-менеджеров. Это занимает, как правило, не более четырех часов (с обучением), но к концу этой короткой сессии все участники четко понимают:

Чего ожидает клиент от продукта компании;
Из каких ключевых элементов состоит цепочка создания ценности компании;
На какой стадии жизненного цикла находятся эти элементы.

Посмотрим на рисунок ниже:

power.png

На рисунке приведена упрощенная цепочка ценности условного онлайн-фотобанка, в котором пользователь может хранить и обрабатывать свои фото. Каждый кружок в цепочке – это один из элементов создания ценности. Понятно, что для создания фотобанка нужен компьютерный код, сервера (ЦОД), которые должны быть подключены к электропитанию. Сайт должен размещаться на платформе, в которой должна быть предусмотрена CRM для автоматической обработки запросов. И так далее.


В нижней половине карты расположены элементы, скрытые от потребителя. Когда вы заходите на сайт, вы не знаете, на какой платформе он написан и на каком сервере лежит. Следовательно, это элементы, слабо влияющие на потребительскую ценность (но это не означает, что от них можно отказаться). При этом видимая часть сайта (функционал в верхней половине рисунка) – это то, что влияет на выбор потребителя и влияет на его ценность самым непосредственным образом.


При этом в левой части рисунка располагаются элементы цепочки, которые находятся на стадии зарождения и кастомизации. Фотобанки только появляются, стандарты еще не сформированы, потребительская база растет. В правой же части рисунка сосредоточены уже более коммодитизированные элементы. Например, чтобы создать сайт, не нужно создавать свой ЦОД (центр обработки данных), такие услуги легко купить на открытом рынке. А уж электростанцию для обеспечения себя питанием тем более.


Какой вывод можно сразу сделать, глядя на карту?


  1. Необходимо инвестировать в ценность. Как в создание новой, дополнительной ценности, так и в поддержание уже существующих. Конкуренция на рынке будет толкать 

  2. Такие вещи, как ЦОД, электричество, CRM лучше не создавать самим – не держать штат и технику. Лучше передать их на аутсорсинг;

  3. В некоторые элементы, такие, как компьютеры и платформу, необходимо инвестировать, чтобы повысить их эффективность.

Таким образом, за 3-4 часа работы практически любая команда топ-менеджеров может сделать первый шаг в направлении разработки стратегии и создать первую PowerMap, карту, очевидные преимущества которой:

  1. Она понятна всем топ-менеджерам, она очень наглядна и позволяет увидеть всю компанию изнутри, причем в разрезе клиентских ценностей;

  2. Она дает пищу для размышлений – от чего можно отказаться (или передать на аутсорсинг), а во что нужно вкладывать средства;

  3. Она позволяет менеджерам, не сталкивающимся непосредственно с клиентами, четко увидеть, какой вклад они вносят в общую ценность.

Конечно, составлением одной такой карты процесс стратегического планирования не исчерпывается, в нем еще много стадий. Но самый первый шаг всегда дает мощный толчок и к сплочению команды, и к дальнейшей разработке стратегии.

Хотите, чтобы и у вас появилась такая карта? Обращайтесь!


Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook Twitter Viber LinkedIn_icon  

Возврат к списку

Оставить
заявку