Шесть признаков успешных компаний

Шесть признаков успешных компаний

Шесть признаков успешных компаний

Шесть признаков успешных компаний


Российский политический климат сейчас не благоприятен для бизнеса. Государство явно не считает бизнес основным источником развития страны. Но эти условия одинаковы почти для всех участников рынка, однако некоторые компании в этих условиях не только выживают, но и растут, в то время как другие сжимаются или уходят с рынка. В чем заключаются общие сильные стороны успешных компаний?


Оговоримся – это не результат исследования, это личное мнение автора, не претендующее на статистическую достоверность. И мы не утверждаем, что наличие этих признаков автоматически делает компанию успешной. Наша логика такова – у успешных компаний есть эти признаки, но наличие этих признаков не гарантирует успех. Мы просто предлагаем прочесть и поразмышлять.


Признак первый – стабильная команда


Все без исключения успешные компании, которые мы видели, управлялись в течение последних 5-7 лет более или менее одной и той же командой. Во главе этой команды, как правило, стоял один и тот же человек – собственник или генеральный директор. Это помогало компании системно и последовательно реализовывать выбранный курс. Это не означает, что курс не корректировался – он менялся, особенно после локдауна в 2020 году. Но устоявшаяся, сплоченная команда гораздо эффективнее реагировала на любые внешние или внутренние изменения.


И наоборот, компании, в которых собственники, в поисках идеала, часто меняли директоров, резко теряли свои позиции. Смена директора = смена команды = смена культуры. А смена культуры – это очень долгий процесс. Если собственник бизнеса решается на смену CEO или команды, ему придется запастись терпением. Пройдет не менее трех лет прежде, чем компания выйдет на устойчивую траекторию. Но терпение – редкое качество среди предпринимателей, им хочется немедленного результата. Не увидев отдачи от нового директора через год-полтора, они меняют его, не понимая, что так еще больше откладывают на будущее фазу устойчивого роста.


Пример:

Компания «ТехноНИКОЛЬ» отметила в 2018 году свое 25-летие. У руля до сих пор стоит собственник, Сергей Колесников, оставивший за собой лишь стратегическое управление. Все управленцы верхнего уровня работают в компании более 10 лет, и все «выросли изнутри», а не были приглашены с рынка. У компании есть четкая стратегия – ставка на лидерство по издержкам и операционную эффективность, не менявшая радикально последние лет 15.


Признак второй – стратегия


Нам, как специалистам в разработке стратегии, было особенно отрадно видеть, что у всех успешных компаний была четкая, понятная, хорошо продуманная и проработанная стратегия, в рамках которой были проработаны проекты, пронизывающие все сферы работы компании. Благодаря такой связной стратегии компании не только придумывали креативные решения по развитию, но весьма эффективно их реализовывали. 


Невозможно стать успешной компанией без четкой стратегии. Многие компании вкладывают силы и средства в развитие отдельных управленческих инструментов – развивают продажи, совершенствуют логистику, оптимизируют процессы, – но все это не дает ожидаемого эффекта, поскольку не подчинено единой цели, задать которую может только стратегия. Ведь компании важен не просто рост продаж, а рост продаж конкретных продуктов конкретным клиентским сегментам. Не просто эффективная логистика, а увеличивающая ценность торгового предложения компании. Не просто легкие и быстрые процессы, а повышающие удовлетворенность клиентов. Спрос на стратегии растет на глазах, и мы ожидаем и дальнейшего роста в ближайшие два года.


Пример

Одна из компаний, обратившихся к нам, проделала колоссальную работу по совершенствованию операционной деятельности – как раз в продажах, логистике и процессах. Но результаты этой работы лишь ухудшили положение дел. Отдел продаж научился привлекать новых клиентов, но программа оптимизации логистики была направлена на снижение издержек, и привела в итоге к падению качества сервиса. Новые клиенты приходили и быстро уходили, недовольные уровнем обслуживания. Совершенствование внутренних процессов, в частности документооборота привело к снижению издержек, но никак не отразилось на сервисе. Подробнее о наших услугах по стратегии тут: https://sapcons.ru/services/Strategicheskiykonsalting/


Признак третий – четкое ценностное предложение и маркетинг


Все известные нам успешные компании могут похвастаться четким, цельным, понятным и адекватным текущей рыночной ситуации ценностным предложением. Они хорошо понимают своих клиентов и предлагают именно то, что им нужно.


Пример

Компания, наш клиент, работающая на рынке расходных материалов для производства, понимает, что ее клиенты не любят тратить время на закупку «расходников», но хотят, чтобы они всегда были на складе. И компания создала систему управления запасами своих клиентов, что позволило тем снизить издержки и избавиться как от затоварки, так и от дефицита.


При этом все компании, у которых было четкое и ясное ценностное предложение, пришли к нему не интуитивно и не случайно, а благодаря эффективной работе службы маркетинга. Все их решения были просчитаны, с использованием корректных, кропотливо собранных данных о потребителях, конкурентах, каналах сбыта и т.д. Маркетинг, на наш взгляд, также будет являться отличительной чертой всех успешных компаний ближайшего будущего.


Признак четвертый – всеобщее совместное обучение


На своих открытых тренингах я часто наблюдаю следующую картину – на них приходят либо собственники без сотрудников, либо сотрудники без собственников. Эффект от такого обучения заведомо будет невысок. Собственник не должен быть самым умным в компании. Равно как и сотрудникам мало пригодятся знания, если их босс их не разделяет. И если собственник пришел на тренинг один, он не сумеет, скорее всего, правильно донести потом все услышанные идеи для подчиненных.


Пример

Одна весьма успешная компания запустила три года назад процесс непрерывного обучения. В нем участвуют все – от директора до специалистов. Уровень погружения у всех разный, но обучение спроектировано так, чтобы разрывы в компетенциях между отделами или управленческими «слоями» был минимальным, и все в компании изучали одно и то же. Например, основы бережливого производства изучали все, а не только сотрудники завода, так как система бережливого производства не работает, если будет локально внедрена на фабрике, но в нее не будут включены снабжение и логистика. Кроме того, знания в области lean production позволили руководителям и сотрудникам других отделов – логистики, склада, – добиться существенного повышения эффективности. Если вам нужна помощь в организации сплошного обучения – пришлите нам запрос через форму на главной странице.


Признак пятый – мотивация 


Стратегия дает возможность разработать сквозную систему мотивации, привязанную к долгосрочным целям. Такая система не просто стимулирует работников работать «больше» или «лучше», она фокусирует их внимание на общих задачах. В частности, с общим для всех топ-менеджеров показателем «удовлетворенность клиента».


Пример

В компании, в ней уже два года действовала система KPI, однако толку от нее не было. Цели отделов, подкрепленные мотивацией, противоречили друг другу. Система раздирала компанию на части. Отдел продаж получал бонусы за работу с мелкими клиентами, что задавало высокие требования к уровню сервиса. А менеджеры отдела логистики получали бонусы за эффективность перевозок, что стимулировало их возить грузы только крупными партиями. В итоге мелким клиентам приходилось ждать неделями, прежде чем в их городе набиралось достаточно заказов на полную фуру.

Отдел продаж запланировал на год серьезную программу обучения и развития сотрудников, однако финансирование этой программы блокировал финансовый директор, у которого был KPI на экономию средств. Таких примеров было много. Подробнее о «темных сторонах» KPI читайте в книге «KPI, которые убьют ваш бизнес», https://www.litres.ru/svyatoslav-birulin/kpi-kotorye-ubut-vash-biznes-mini-kniga/


Признак шестой – культура


Во главе всех увиденных нами успешных компаний стояли команды очень сильных управленцев. При этом лидеры отличались одновременно и требовательностью, и уважительным отношениям к подчиненным. В этих компаниях было просто неприлично не выполнить свою задачу или завалить проект. 


Пример

Один из наших клиентов жаловался на то, что все его управленцы слабы и несамостоятельны. Когда мы погрузились в проблему, выяснилось, что проблема, предсказуемо, была в нем самом. Эгоцентрик, как и почти всякий успешных бизнесмен, он был слишком зациклен на личном успехе, и потому хотел быть самым лучшим и среди подчиненных. Ему хотелось блистать на их фоне, даже тогда, когда это вредило делу – он набирал в команду не сильных менеджеров, а таких, на фоне которых он выглядел звездой.


Такому лидеру нужен хороший индивидуальный коуч, который позволит ему пересмотреть свои приоритеты. Бизнес – это командный вид спорта. Времена, когда харизматичная звезда во главе компании могла обеспечить ей успех, давно миновали. Лучшие бизнесы отличаются здоровой, уважительной, поддерживающей креативность и самостоятельность  в принятии решений культурой.


Святослав Бирюлин


Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:



Возврат к списку

Оставить
заявку