Вас интересует стратегия жизни? Вам сюда
Смертный грех стратегии

Смертный грех стратегии

Смертный грех стратегии 23.07.2020 В России и других странах бывшего СССР принято (по неизвестной причине) разделять «стратегию» и «тактику». Множество людей верят, что они живут порознь, не понимая, что тем самым они психологически еще больше усугубляют разрыв между принятыми стратегическими решениями и повседневными действиями.

Самые дальновидные предприниматели сейчас заняты стратегией. Вся «хирургия» с отрезанием ненужного давно закончена, нужно думать как жить дальше. Понятно, что думать о 2023-м годе сейчас сложно, но о конце 2020-го и о 2021-м – вполне, а это в наше время уже тянет на стратегию. Если не думать об этом сейчас, потом будет уже поздно.

Но думать и даже решать – не значит потом исполнить. Даже в компаниях, где если нет формальной стратегии, но есть стратегическое мышление, разрыв между целями и реальностью зияет черною дырой, куда летят все усилия по разработке стратегии. Это выражается в том, что в стратегии мы – клиентоориентированные, автоматизированные, цифровизованные, а в повседневной, операционной жизни мы делаем примерно то же, что и вчера. Со вчерашним же результатом.

Когда можно сказать, что «стратегия работает»? Она работает, если выполняется сразу три условия.
Первое. Когда каждый день каждый сотрудник, возможно, и сам того не осознавая, делает что-то в направлении задуманных изменений. Например, сотрудник отдела сбыта ищет именно нужных клиентов. Производство меняет свойства продукта в заданном направлении. Закупки ищут нужное сырье. Программисты «допиливают» систему учета, создавая нужные отчеты и обработки. Стратегия должна быть «разлита» по всей компании. Не каждый сотрудник должен понимать стратегию. Но каждый должен знать, что ему делать.

Второе. Неотъемлемое свойство любого плана – короткий срок его жизни. Не успевают высохнуть чернила на плане, как исходные условия меняются. Например – важный стратегический проект оказывается слишком дорогим, его приходится отложить. На рынок вклинивается сбоку неожиданный конкурент или товар-субститут. Спрос на новые продукты оказывается ниже/выше планового. Стратегия работает, если в ней вшит механизм адаптации к изменениям.

Третье – каждое будничное решение принимается с учетом стратегии. Или, вернее, стратегия такова, что позволяет найти в ней ответ на большинство вопросов. Например – открывать ли филиал в регионе или искать партнера? Передавать на аутсорсинг или оставить у себя? Соглашаться на закупки сырья подешевле, но похуже? Автоматизировать или пока оставить так?

Если все три условия выполняются одновременно, усилия по разработке стратегии не пропали даром. Смертный грех стратегии – тратить время на разработку планов, не соответствующих этим условиям. Уж лучше тогда положиться на волю рока и работать наугад. Некоторым везет.

Но это очень сложно, и, к сожалению, традиционные методики разработки стратегии в этом помогают очень мало. Совершенно неясно, как перейти от SWOT-анализа к ответу на вопрос, что изменить в свойствах продукта или политике ценообразования. Три года назад я начал разработку собственной методики, основанной на цепочке создания ценности. Она успешно прошла полевые испытания в десятке проектов и позволила решить самую сложную задачу – соединить между собой стратегическое видение и повседневные задачи. Моя новая книга, «Архитекторы бизнеса. Пересоберите свой бизнес за 60 дней» на эту тему выйдет уже осенью.

Не забудьте, что вы можете подписаться на нашу рассылку бизнес-статей по ссылке: https://www.sapcons.ru/subscribe/


Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook Twitter Viber LinkedIn_icon  

Возврат к списку

Оставить
заявку