Стратсессия – правильный подход

Стратсессия – правильный подход

Стратсессия – правильный подход Осень – пора стратегических сессий. И перед HR-директорами встанет вопрос выбора модератора либо фасилитатора. Кого выбрать? Для начала нужно ответить на вопрос: в чем разница между фасилитационной и стратегической сессиями?

Фасилитационная сессия нужна для тех случаев, когда курс компании выбран, стратегия в целом утверждена и работает, но руководство компании хочет решить одну из двух следующих задач:

Слегка откорректировать стратегию;
Донести новые вводные или решения до топ-менеджеров.

Поскольку просто общий сбор рабочей группы, без плана и без общего руководства, рискует перерасти в базар, группе нужен фасилитатор - человек, уверенной рукой направляющий диалог в конструктивное русло. При этом фасилитатор слабо влияет на суть принятых решений и может не разбираться в специфике бизнеса. Точнее, хорошо бы, чтобы разбирался (как минимум в технике принятия решений и постановки задач), но для некоторых случаев сгодится и просто массовик-затейник с полным арсеналом приемов групповой работы.

Но для стратегической сессии фасилитатор не годится. Просто человека, умеющего «вовлечь» и «погрузить», перевести дискуссию в игровую форму недостаточно. Для проведения полноценной стратегической сессии нужен модератор с бизнес-опытом.

Как человек, проведший много сессий, я знаю, что даже при грамотной организации процесса стратегическая сессия может принести нулевой результат. Чаще всего это получается по следующим причинам:

Подготовка к сессии отсутствовала. Стратегия - это план по взаимодействию с потребителем, а потребителя никто не знает, о его желаниях в лучшем случае смутно (и ошибочно) догадывается. Как следствие, на сессии участники либо отмалчиваются, либо строят воздушные замки («а давайте откроем розничную сеть в США!»), либо предлагают точечные решения («экономия на скрепках»).
Предлагаемые идеи не верифицируются на месте на логику. Конечно, считается, что во время мозгового штурма критиковать нельзя, но сессия - это не штурм, точнее далеко не только штурм. Когда начинается презентация идей, кто-то с бизнес-опытом должен задавать вопросы, проверяющие рассуждения на логику и связность. Люди не должны просто предлагать идеи (которые окажутся пустыми фантазиями в 90% случаев), а представлять логичные аргументы в их поддержку.
Группа давно варится в собственном соку, и от того, что их вывезли за город и отняли у них телефоны, их креативность не сильно выросла. Нужен человек с бизнес-опытом, который может начать задавать правильные наводящие вопросы, которые, в свою очередь, подтолкнут группу к новым идеям.

Я допускаю, что фасилитационную сессию может провести психолог или дипломированный коуч. Стратегическую сессию - никогда.

Как минимум в трети случаев стратегических сессий, которые я провел за это лето, сотрудники приходили на сессию со скептическими улыбками. За кофе-брейком они по секрету говорили мне, что сессии у них проходят регулярно, но никаких изменений не несут. Почему же сессии получаются неэффективными?

Во-первых, нужно четко определиться с целью сессии. Считается, что во время сессии можно решить одну из трех задач – и только ее. Первая задача – сближение позиций, группа вырабатывает общие понятие, договаривается об общем видении ситуации. Вторая задача – выработка идей, группа пытается мыслить нестандартно, to think out of the box, чтобы придумать что-то, что не придумалось в кабинетах. И третья задача – принятие решений.

Помимо того, что нужно ставить одну задачу на сессию (и только одну), нужно ясно понимать, в каком состоянии находится группа. Если в вашем коллективе согласья нет, то надеяться на выработку интересных идей или тем более принятие решений наивно. В разрозненной группе энергия участников уйдет на скрытую борьбу. Люди закроются и даже если их посетит идея, они не будут высказывать ее вслух, чтобы ее потом не присвоили другие. Они лучше потом шепнут ее на ушко шефу – чтобы выделиться на фоне конкурентов за высочайшее внимание. Если что-то такой группе поможет, то только стратсессия по сближению позиций.

Сессии по выработке идей и принятию решений смешивать тоже нельзя. Соблазнительно покреативить, и сразу закрепить это в документах и дорожных картах, но, по опыту, хорошо получается только что-то одно.

Хорошей сессии должна предшествовать хорошая подготовка. От того, что сотрудников, далеких от клиента и от рынка, вывезли на два дня далеко от дома и офиса, их креативность сильно не выросла. Чтобы «расширить сознание» участников сессии, нужно максимально ознакомить их с тем, что происходит вокруг них – свозить к клиентам, к поставщикам, на выставку. В крайнем случае – сделать маркетинговую справку и разослать всем заранее для ознакомления.

Ну и ведущий сессии должен быть не только коучем, он должен понимать о чем спорят участники, и вовремя регулировать спор. Для этого у не только должен быть бизнес-опыт. Он должен, насколько это возможно, ознакомиться со спецификой бизнеса компании заранее, и это тоже важная часть подготовки. Подготовка сессии существенно повышает ее эффективность.

Ну и в конце сессии обязательно нужно договориться – кто, что и когда будет делать с материалами, которые родились во время сессий. Иначе все, что было сказано на сессии, забудется через пару дней.

Если вы хотите провести эффективную стратегическую сессию, узнайте, что мы можем вам предложить.

Продуктивных вам стратегических сессий!
Святослав Бирюлин,
Генеральный директор Sapiens Consulting

Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook Twitter Viber LinkedIn_icon  

Возврат к списку

Оставить
заявку