«Темные стороны» строгих правил в бизнесе

«Темные стороны» строгих правил в бизнесе

«Темные стороны» строгих правил в бизнесе 13.12.2020 В начале 2000-х голландский инженер Ганс Мондерман уговорил мэра города Бомтэ в виде эксперимента перейти на так называемое «свободное уличное пространство». В обычном городе зоны для пешеходов и автомобилей жестко разделены, покидать их строго запрещено. Дороги для машин, тротуары для пешеходов. Поведение и тех, и других жестко регулируется правилами, особенно в точках пересечения, на перекрестках. Однако, как мы все знаем, это приводит к пробкам и не спасает от аварий и смертей. В концепции Мондермана проезжая часть и тротуары становились единым пространством, даже без визуального разделения. Светофоры исчезли, разметка тоже. Вопреки многочисленным опасениям, пробки почти исчезли, а количество аварий и наездов на пешеходов упало почти до нуля.

Почему? Потому что ответственность теперь была переложена на самих водителей и пешеходов. Проезжая или проходя перекресток, они должны были очень внимательно оценивать ситуацию и принимать решения, а не просто полагаться на знаки и светофор. Люди начали вести себя ответственно там, где раньше бездумно подчинялись правилам. У концепции, конечно, есть и много минусов, поэтому распространения в Европе она не получила (в отличие от Японии и некоторых арабских стран).

Если в вашей компании есть жесткие правила – регламенты, инструкции, протоколы, – это побуждает людей меньше думать, меньше принимать решения и оценивать ситуацию. Они делают только то, что им можно делать, и, что иногда хуже, не делают того, что не написано в правилах. Например, портье отеля мог бы решить какую-нибудь пустяковую проблему постояльца, превратив его навсегда в лояльного клиента. Но в инструкции портье не сказано, что он должен помогать, и он просто пожмет плечами, услышав просьбу. Менеджер по продажам может увидеть скрытую потребность у клиента, но вряд ли будет кому-то об этом сообщать.

Главная слабость жестких правил не в том, что они убивают креативность (а они убивают), а в том, что никакими жесткими правилами нельзя описать все случаи. Рано или поздно случается что-то, что в них не описано – и тогда сотрудники или замирают, ожидая, пока придут и разберутся взрослые, или перебрасывают задачу друг другу, потому что выйти за пределы правил для них то же самое, что нарушить их.

Правила убивают ответственность. Даже если сотрудник наносит ущерб бизнесу, действуя при этом по правилам, он не чувствует себя виноватым. И попробуйте его обвинить – он тут же сошлется на приказ номер такой-то, параграф такой-то, подпункт такой-то. Он действовал по инструкции, а если ситуация сложилась так, что эта инструкция оказалась неприменима, так это не он ее писал. Действие по регламенту освобождает работника от персональной ответственности за результат.

Жесткие правила очень хороши в отдельных ситуациях. Например, если вы возглавляете атомную станцию или воинское соединение, нам всем очень бы хотелось, чтобы ваши работники действовали строго по инструкции. Но владельцы частных компаний чаще мечтают о креативности и вовлеченности. Увы, чем жестче правила, тем меньше люди склонны размышлять.

Но – если вы полагаете, что отсутствие жестких правил не имеет своих «темных сторон», вы жестоко ошибаетесь. Имеет, и еще какие. О них я расскажу в нескольких следующих постах, потому что их столько, что в один пост не влезет!

Аудиоверсию этой и других статей вы можете скачать или послушать по ссылке: https://bit.ly/2AeIRyG



Эксперт: 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook Twitter Viber LinkedIn_icon  

Возврат к списку

Оставить
заявку