Не всем предприятиям малого и среднего бизнеса под силу разработать полноценную стратегию на 100 страниц. Да это и не всегда нужно – начинать лучше с краткосрочного, на год-два, но четкого и исполнимого плана.
Экспресс-стратегия ¬– это две стратегические сессии и примерно месяц активной работы между ними, по четкому плану и по шаблонам, когда рабочая группа из ваших ключевых сотрудников ищет ответы на самые главные вопросы для бизнеса. В каком направлении развиваться? От чего отказаться? Как пройти путь перемен? Как не отстать от рынка и обогнать конкурентов? Как переложить эти идеи и цели в конкретные, исполнимые, четкие планы?
Что в результате?
В результате у компании появится четкий план развития на 1-2 года. Он включает в себя: план мероприятий, цели, финансовый план (бюджет) и показатели эффективности.
Работа начинается с экспресс-аудита вашей компании. В чем ее особенности? Ключевые «боли»? Каков уровень подготовки сотрудников? На что нужно сделать акценты во время сессий?
Первая сессия обычно проходит три дня. Первый день – обучение основам планирования для сотрудников. Второй и третий день – «мозговой штурм» и поиск ответов на ключевые вопросы развития. Кроме того, во время стратегических сессий мы строим цепочки создания ценности. Они выглядят примерно как та, что на рисунке:
Цепочка создания клиентской ценности состоит из процессов, каждый из которых обозначен кружком (процесс не равен отделу!). Размер кружка символизирует долю процесса в затратах. Цвет – возможность передачи процесса на аутсорсинг (красный – невозможно, синий – возможно, зеленый – желательно). Построение цепочек ценности позволяет создать в вашей команде единую и общую картину видения того, как создается ценность. Это служит мощной базой для разработки экспресс-стратегии.
После первой сессии рабочая группа в течение одного месяца работает по шаблонам, которые мы предоставим, вырабатывая общие планы, показатели, цели – то есть превращают идеи, полученные на сессии, в реальные задачи и показатели.
По итогам этой работы проводится вторая однодневная сессия, на которой окончательно принимаются и утверждаются все решения. Работа закончена – план выработан!
Автор методики и куратор всех проектов – генеральный директор Sapiens Consulting Святослав Бирюлин, сам в прошлом – опытный генеральный директор, потом известный бизнес-консультант и преподаватель.
После работы по экспресс-стратегии у компании появляется:
1. Стратегическое видение;
2. Конкретный план действий;
3. Четкие показатели и индикаторы.
В нее входят:
1. Краткий аудит компании
2. Краткий вводный курс по стратегии;
3. Проведение первой и второй сессии;
4. Шаблоны всех документов;
5. Поддержка в течение всего месяца разработки документов – плана мероприятий («дорожной карты»), целей и показателей, бизнес-модели;